Композитор Тигран Чухаджян боролся за развитие национальной культуры и, наряду с Комитасом, Спендиаровым, Хачатуряном, признан одним из наиболее видных деятелей в армянской музыке. Будучи одним из крупнейших армянских композиторов XIX века и крупнейшим композитором эпохи среди западных армян, он решил одну из важнейших творческих проблем своего времени — создание национальной оперы, а также сыграл прогрессивную роль в создании армянской национальной музыкальной школы. Его оперные произведения сыграли важную роль в истории развития музыки всего Востока и армянской классической музыки, в частности. Опера «Аршак II» ознаменовала начало профессионального оперного искусства как в армянской музыке, так и на всём Ближнем Востоке. Тигран Чухаджян — основоположник армянского музыкального театра, и в то же время создатель музыкального театра в Османской Турции и в целом на Ближнем Востоке. Чухаджян внёс значительный вклад в развитии традиции оперного искусства и в Турции.
Краткая биография
Тигран Чухаджян родился в 1837 году в Константинополе, в семье дворцового часовщика. Его отец, Геворг, был любителем искусства, всячески поддерживал талантливого сына в стремлении получить музыкальное образование. Уже в возрасте 15-16 лет молодой Чухаджян привлёк внимание музыкального сообщества своим исполнением фортепианных композиций. В дальнейшем развитию его музыкальных способностей способствовал композитор Габриэль Еранян. Профессиональное музыкальное обучение началось под руководством итальянского пианиста Ч. Мандзони, у которого Чухаджян брал уроки фортепиано и теории музыки в течение нескольких лет. По совету последнего он отправился в Италию для совершенствования образования — в 1861—1864 учился в Милане. Так Чухаджян стал одним из первых армянских композиторов, получивший высшее музыкальное образование в Европе.
Вернувшись в Константинополь, Тигран женился на певице Аник Абазян и занялся преподавательской деятельностью. Он также активно занимается общественной деятельностью, продвигая европейское и поддерживая армянское искусство. Чухаджян руководил армянским оркестром Хасгюх, организовывал концерты, читал лекции.
В 1860-х годах вместе с другими передовыми представителями армянского населения Турции Чухаджян становится борцом за развитие своей национальной культуры, принимает участие в организации армянских музыкальных обществ, в частности, сотрудничая с музыкальной организацией «Армянская лира» — первой в своем роде в музыкальной истории Ближнего Востока, и вместе с Габриэлем Ераняном участвует в организации музыкального журнала «Армянская лира» (1861—1864).
В 1872 году Чухаджян становится основоположником армянского музыкального театра, организовав «Театр оттоманской оперы» (позже названа «Армянская труппа турецкой оперетты»), с 1877 года возглавляет музыкально-театральную труппу. Сотрудничал с музыкальным театром «Гусанергакан», особо плодотворным было, однако, его сотрудничество с театром «Аревелян татрон» (Восточный театр) Акопа Вардовяна, музыкальным руководителем которого он был в течение нескольких лет.
Для того, чтобы обходить османскую цензуру, Чухаджяну приходилось выпускать либретто своих произведений и на турецком языке. Прогрессивная турецкая интеллигенция высоко ценила работу армянского композитора.
В 1891—1892 годах композитор побывал в Париже, где были поставлены его оперетты. Французская пресса называла его «восточным Оффенбахом».
В 1896 году Чухаджян, из-за усилившихся антиармянских репрессий вместе с семьей переехал из столицы в Измир. Вскоре после этого он скончался от рака в возрасте 61 года. Из-за скоротечной болезни и кончины композитора его последнее музыкально-театральное произведение остаётся не завершённым. В последние годы жизни жил в нищете, похороны Чухаджяна были организованы «Обществом для нуждающихся». О его смерти армянская газета «Мшак» с горечью писала: «Смерть в бедности и славные похороны». Композитора похоронили на армянском кладбище Измира. Через два года после кончины его ученик А. Синанян ставит над могилой Чухаджяна его мраморный бюст.
Театральная группа Пенклянa и оркестр «Кнар» (Лира) у могилы Чухаджяна, 1912 год
Творчество и наследие
Тигран Чухаджян оставил значительное творческое наследие — несколько опер и оперетт, первые камерные, симфонические и фортепианные сочинения в армянской музыке, а также песни и романсы, музыку к драматическим спектаклям. Его фортепианные пьесы охватывали различные жанры и формы такие как развернутые фантазии, парафразы, фуги и танцы, хотя наиболее многочисленны были пьесы танцевального характера. Среди других произведений «Большой вальс», «Ориентальная лира» и некоторые другие по своей импровизационности и виртуозности близки к характеру парафраз и фантазий романтической музыки Листа и Тальберга. Чухаджян стремился овладеть наиболее необычными музыкальными жанрами и формами. В своих произведениях композитор мастерски сочетает методы европейского музыкального выражения с ладомелодическими элементами западноармянской городской народной музыки, армянской духовной музыки, с мелодиями восточной музыки в целом, проявляя высокое мастерство полифонии. Именно в творчестве Чухаджяна впервые в армянской музыке появились самостоятельные полифонические формы. В его музыке не присутствуют мелодии армянского народного фольклора — деревенских народных песен и т.д.. Это движение в армянской классической музыке начинается только с 1880-х годов.
Будучи широко одарённым композитором, Чухаджян ходил по улицам города, слушая и отмечая фрагменты мелодий и ритмические мотивы для использования их в своих произведениях. В формировании его музыкального стиля значительное влияние оказала школа итальянской оперы и французская оперетта. В 1868 году Чухаджян пишет оперу «Аршак II» — первую армянскую национальную оперу. После смерти композитора его вдова Аник переправила рукопись «Аршака II» в Армению. В начале 1940-х музыковеды нашли рукопись «Аршака II», дав произведению новую жизнь. В 1945 году была представлена новая постановка оперы, премьеры прошли в Неаполе, Вене и других городах. В 1956 оперу поставили в Большом театре в Москве.
Страница из партитур оперы «Аршак II»
Начиная с 1870-х годов Чухаджян работает над музыкальными комедиями, опереттами. В них композитор тонко скрывает национальные, социальные и политические намёки, вынося на первый план бытовые и сатирические элементы, романтические переживания. Именно в опереттах особенно отмечается влияние армянского городского музыкального фольклора. Он начинает сотрудничать с армянскими и итальянскими либреттистами, в частности с Т. Наляном, Алборето и другими. В 1872 году на основе сюжета «Ревизора» Гоголя композитор пишет оперетту «Ариф» (либретто на турецком языке) — первую в истории армянской классической музыки, в 1873 году оперетту «Кёса кёхва» («Плешивый староста», автор либретто Геворг Рштуни), который был поставлен в том же году в театре Вардовяна. «Кёса кёхва» уже в первый период был поставлен более чем в 60 раз.
Наиболее популярной его опереттой становится «Леблебиджи», работу над которой Чухаджян завершает в 1875 году. Большую популярность этим опереттам принесли лиризм музыки, стремительность развития действия и остроумие, живость и меткость характеристик.
В своих опереточных произведениях Чухаджян носил влияние западноевропейских мастеров оперетты Ж. Оффенбаха, Ш. Лекока и Ф. Зуппе. Согласно «Оксфордскому оперному словарю» в этих произведениях ощущается армянский быт и нравы своего времени. Многие его произведения были опубликованы уже в 1870—1880-х годах. В 1890 году композитор завершает работу над оперой-феерией «Земире». Большинство этих произведений ставилось при его жизни. Симфонические произведения Чухаджяна исполнялись также оркестром Синаняна. В 1897 году в армянской прессе появляется информация о завершении Чухаджяном оперы «Индиана». Начиная с периода миланской учёбы, на дальнейшее творчество композитора большое влияние оказала музыка Дж. Верди.
Он является также автором музыкальной драмы «Алексиназ» из истории сербско-турецкой войны. Согласно музыкальному критику П. Хертеленди, Чухаджян главным образом являлся композитором бельканто. Своими музыкальными влияниями его творчество колеблется между Беллини и Бородиным становясь истинной смесью Востока и Запада. Композитор сосредотачивается в основном на дуэтах и ариях, редко излагая детали драматических моментов.
А согласно авторам «Краткой истории оперы» и «Оксфордского оперного словаря», являясь активным сторонником освобождения Армении от турецкого ига, Чухаджян внёс дух национализма в свое искусство.
Экранизация произведений
Из произведений Тиграна Чухаджяна впервые был экранизована «Леблебиджи» - в 1916 году польским режиссёром еврейского происхождения Зигмундом Вейнбергом и Фуатом Озкынаем. Этот фильм стал одним из первых работ в истории кинематографа Турции. В 1923 году фильм по «Продавцу гороха» был снят М. Эртугрулом. В 1934 году тем же режиссёром была сделана новая экранизация «Леблебиджи», причём картина получила второй приз Венецианского кинофестиваля.
Афиша «Леблебиджи»
Первая экранизация произведений композитора в Армении была осуществлена в 1954 году созданием музыкального фильма «Армянский киноконцерт». Наряду с операми «Алмаст», «Ануш», балетом «Гаяне», в фильме впервые были сняты отрывки из оперы «Аршак II».
В 1967 году режиссёром Арменом Манаряном была предпринята первая в Армении экранизация оперетты «Леблебиджи» под новым названием «Каринэ». Вокальные партии главных героев исполняли Гоар Гаспарян и Тигран Левонян. Фильм насыщен национальным колоритом константинопольских армян, представляется как весёлая и живая комедия-буфф. В 1970 году в студии киноактера «Мосфильм» фильм был дублирован на русский язык.
В 1988 году по заказу Центрального телевидения Гостелерадио СССР Тигран Левонян создает полную экранизацию оперы «Аршак II» (2 серии).
P. S.
«Тигран Чухаджян был первым композитором, который применил европейскую музыкальную технику к восточной музыке… Его композиции полны власти и очарования, отличаются своим совершенством гармонии и взаимодополнения», — так писал об армянском композиторе французский журнал Revue Theatrale в 1904 году.