Об этом каталонском художнике по имени Пере Боррель дель Касо очень сложно найти информацию. Даже испанские сайты, в их числе каталонская энциклопедия, характеризуют этого мастера тромплей всего несколькими предложениями. Конечно, имя уникального живописца своего времени затмила слава его талантливых соотечественников. Родом из этой испанской провинции такие гении, как Сальвадор Дали, Хуан Миро, скульптор Аристид Майоль и архитектор Антонио Гауди... Прославило на весь мир гения всего одно его полотно. Сегодня рассказываем историю этой уникальной картины и ее создателя.
Пере Боррель родился в городке Пучсерда (Puigcerdà). Это испанская провинция, носящая название Жирона, находится она на севере страны и граничит с Францией. Дата рождения, которую указывают энциклопедии, является на самом деле датой его крещения. Родился мальчик в бедной семье. Отец был лесничим, который подрабатывал плотником. Он погиб, когда Перес был ещё подростком. Он успел обучиться у родителя плотницкому делу и смог зарабатывать себе на жизнь, после того как остался сиротой.
Пере Боррель дель Касо
Написание имени художника разнится в разных источниках. Это из-за того, что родители самого Переса, а также дедушка и бабушка по материнской линии были каталонцами, а вот по линии отца — французами. Поэтому и пишется то на испанский, то на французский манер.
Из родной Пучсерды будущий художник уехал, когда ему сравнялось 20 лет. Молодой человек решил податься в Барселону, столицу Каталонии. Сначала он там работал по специальности, изготавливая мебель, ящики и сундуки. Когда именно он решил стать художником, история умалчивает. Известно только, что в какой-то момент он начал обучение в знаменитой Школе изящных искусств Ллотья.
Согласно моде того времени в Школе доминировал стиль романтизма. Боррель сразу отверг чрезмерно идеализированную стилистику, которая казалась молодому человеку совсем ненастоящей, неискренней. Перес увлёкся реализмом. Его безмерно раздражало, например, обязательное копирование гипсовых скульптур. Интерес начинающего художника вызывал лишь жанр портрета. Конечно, в стиле поздних работ живописца ощущается влияние его знаменитых учителей. Тогда же неприятие официальной программы привело к тому, что Перес, вместе с другим художником-реалистом Рамоном Марти Альсина, ушли из Школы и основали свою частную Академию. Своим студентам они предлагали больше всего уделять внимание работе на пленэрах. Тогда это было чрезвычайно редкое явление.
Портрет женщины. Пере Боррель дель Касо, 1896 год
Художник увлёкся таким стилем живописи, как тромпль. Название этого жанра берёт своё начало от французского слова «trompe l'oeil». В переводе это буквально значит «обманывать глаз». Такой термин, как «роспись-обманка» возник в эпоху барокко, несмотря на то, что подобные картины, основанные на визуальных оптических иллюзиях, были известны и ранее. Примеры таких работ, к примеру, можно найти в росписях в Помпеях. В эпоху барокко стиль приобрёл огромную популярность. Конечно, он идеально отражал всю театральность тех времён. Дело обманной живописи достойно продолжали художники 20 века. Яркий представитель этого направления – Рене Магритт.
В 1873 году Перес женился. Его избранницей стала Тереза Пла Вилалонга. Девушка была студенткой его Академии. Боррель был её преподавателем рисования. Тереза родила художнику десять детей. Четверо из них пошли по стопам отца и стали известными художниками. Мария, Рамон, Хулио и Сальвадор. Их работы можно отыскать на бескрайних просторах интернета, хоть и с трудом, и убедиться, что на детях гения природа совсем не сделала перерыв. О судьбах остальных отпрысков история умалчивает.
В мировую историю искусства Пере Боррель вошёл благодаря одной своей картине-обманке. В 1874 году он написал своё знаменитое полотно «Побег от критики». Эта картина стала самым ярким примером жанра. На ней максимально размыты рамки между реальным и фиктивным пространством. Работа изображает очень бедно одетого мальчишку, который выбирается из картинной рамы. Он хочет попасть в иное измерение, он вовсю стремится к зрителю.
«Побег от критики»
Искусствоведы не знают в чём именно состояла изначальная задумка художника и причины написания такой картины. Вполне вероятно, что Перес адресовал полотно чрезвычайно консервативным критикам того времени, которые отрицали реальную жизнь. Их желанием было видеть на картинах художников лишь знаменитых личностей или героев. «Побег от критики» можно смело именовать подлинным манифестом художника-реалиста. Историки предполагают, что вдохновением для этой картины могла стать известная работа Рембрандта «Девушка в картинной рамке» или «Еврейская невеста».
Рембрандт. Девушка в картинной рамке», 1641 год
Наследие Пере Борреля дель Касо
Пере Боррель дель Касо скончался в Барселоне 16 мая 1910 года в возрасте 75 лет. Подробный перечень своих работ он оставил в своей записной книжке. Там значатся все его картины, написанные им почти за три десятилетия. За свою жизнь Перес написал 330 полотен. В их числе не только портреты, но и пейзажи, а также множество работ на религиозные темы.
Пере Боррель дель Касо. Два смеющихся мальчика, 1880 год
По материалам kulturologia.