Созданием пенициллина, первого антибиотического средства, мир обязан английскому микробиологу Александру Флемингу. И хотя ценнейшее достижение медицины стало результатом творческого беспорядка, царившего в лаборатории, нельзя недооценивать заслуг Нобелевского лауреата в сфере медицины. В 1943 году, в разгар Второй мировой войны, на фармакологических фабриках наладили массовое производство пенициллина. Благодаря препарату раненые солдаты излечивались от страшных ран и возвращались на фронт.
11 марта 1955 года Александр Флеминг умер от сердечного приступа в Лондоне. По желанию усопшего тело кремировали, а прах захоронили в соборе Святого Павла, рядом с могилой адмирала Горацио Нельсона. На надгробии, судя по фото, написаны инициалы: «A.F.».
Открытие этого незаурядного ученого произвело настоящую революцию в медицине и спасло тысячи жизней. Однако мало кто знает, что ученый был наделен еще и незаурядным художественным талантом. И творил он… прямо в лаборатории для исследований. Александр Флеминг создавал рисунки при помощи живых микроорганизмов.
При помощи микробов в чашках Петри Флеминг создавал чудесные композиции. Используя микроорганизмы, вырабатывавшие пигментацию разных цветов, он научился создавать цветные иллюстрации. В его палитре были микроорганизмы коричневого, фиолетового, розового, желтого, оранжевого и других цветов. Постепенно он увеличивал спектр, и его работы становились все более красочными. Сюжеты рисунков были различны: здесь танцующие балерины и строгие солдаты, дома, мать, кормящая ребенка, и многое другое.
Прежде чем «вырастить» изображение, Флеминг создавал его на промокательной бумаге, потом покрывал питательной для многих бактерий средой — агар-агаром. После с помощью иглы обозначал границы. Это служило барьером для микробов: они не пересекали контур. И только потом раскрашивал живые рисунки разноцветными культурами бактерий, помещенных внутри очертаний антибиотика.
Флеминг-художник тщательно подбирал цвета — бактерии, окрашенные различными природными пигментами. Прежде чем стать колером для рисунка «живые краски» подвергались тщательному изучению автором: он определял время и условия их роста. Важно было, чтобы разные виды созревали одновременно: в противном случае, более быстрые переместились бы на чужую территорию, разрушив замысел.
Трагедия Флеминга была в том, что ни научное сообщество, ни художники в начале ХХ века не обращали внимания на его художественные эксперименты. Известно, что Флеминг как-то подготовил небольшую выставку «бактериального искусства» для визита к королевской семье в Великобритании, но его труд никого не заинтересовал.
Современные художники открыли для себя работы Александра Флеминга и с интересом продолжили его эксперименты. Организация The American Society of Microbiology время от времени проводит выставки рисунков его последователей, на которых ученые всего мира могут представить произведения из агаризованного желе из микробов.
«Звездная ночь» Ван Гога из бактерий
Специалист-микробиолог Пол Роули создал шедевр, используя дрожжевые бактерии вместо акварельных красок
Мэрилин Монро из бактерий