История одного шедевра: «Мир Кристины» Эндрю Уайета – универсальная метафора долгой и тернистой дороги домой - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Мир Кристины» Эндрю Уайета – универсальная метафора долгой и тернистой дороги домой

2023-03-06 21:55 , История Одного Шедевра, 1653

История одного шедевра: «Мир Кристины» Эндрю Уайета – универсальная метафора долгой и тернистой дороги домой

Некоторые произведения искусства существуют сами по себе, отдельно от какой-либо контекстуальной информации об их создателях или их времени, другие же – напротив, окутаны историями своих мастеров.

Эндрю Уайета никак не назовешь автором одного шедевра. Он был чрезвычайно плодовитым художником. Он работал как одержимый. Он сделал весомый вклад в историю американской живописи, в известной степени он история американской живописи и есть. И все же есть в его послужном списке картина, которая стоит особняком, несколько возвышаясь над всем остальным.

«Мир Кристины» - та самая работа, о которой сегодня и пойдет речь, предлагает взглянуть на жизнь и историю её создателя, чтобы полностью понять композицию и смысл картины.

Эндрю Уайет. Мир Кристины, 1948г

История создания

К 1937 году Эндрю был признанным художником, распродавшим все свои работы на первой персональной выставки в галерее Макбета в Нью-Йорке. Его стиль полностью развился в регулярные изображения формальной живописной красоты с подводными течениями эмоционального и символического содержания, наряду с лежащими в основе абстракциями. Между тем, его палитра была известна своей ограниченной, приглушённой цветовой гаммой. В то время как Эндрю был уверен в своём признании как признанного, талантливого художника, им ещё не восхищались ни публика, ни критики. Всё это изменится после судьбоносной встречи с жителем дома Олсонов в Кушинге, штат Мэн.

В 1939 году художник решил отправиться в Мэн на свой двадцать второй день рождения, где он планировал встретиться со старым другом-художником. Во время посещения дома своего друга он познакомился с семнадцатилетней Бетси Джеймс, на которой в конечном итоге женился всего десять месяцев спустя. После пара решила навестить её старых друзей. Там Эндрю познакомится со своими будущими соседями и близкими друзьями, Альваро Олсоном и его сестрой Анной Кристиной Олсон.

Эндрю Уайет и Альваро на фоне дома Олсонов

Эндрю быстро сблизился с Олсонами, тратя на них большую часть своего времени и своего таланта. Фактически, он получил полный беспрепятственный доступ на ферму и написал почти триста рисунков, акварелей и картин темперой на ферме Олсона. Но самой любимой темой Эндрю была Кристина Олсон. Анна Кристина Олсон, родившаяся 3 мая 1893 года, страдала болезнью Шарко-Мари (ШМТ), которая вызывает слабость в стопах и мышцах голени. ШМТ нарушает движение и координацию пальцев, кистей, запястий и языка. Таким образом, Кристина была обездвижена ниже пояса и часто передвигалась ползком, как это изображено в «Мире Кристины».

Эндрю Уайет. Мир Кристины. Фрагмент

Решимость Кристины к жизни вдохновила художника на создание этой картины. В конечном счёте, он изобразил Кристину в ряде своих работ, и благодаря своей преданности Эндрю создал то, что станет его самым узнаваемым и успешным произведением искусства.

Эндрю Уайет. Кристина Олсон, 1947 г.

Несмотря на прекрасные личные и профессиональные отношения Кристины Олсон и Эндрю, не её характер и образ жизни впервые привлекли художника в их фермерский дом, а само здание. В течение следующих трёх десятилетий Эндрю имел полный доступ к дому Олсонов и даже имел небольшую рабочую студию на втором этаже, откуда летом 1948 года он видел, как Кристина ползала по своим полям, вдохновляя на создание «Мира Кристины». Но обманчиво идиллический мир Кристины, на самом деле, полон страдания и несгибаемой воли. Эндрю Уайета не зря сравнивают с лучшими американскими романистами двадцатого века. Он раньше Сэлинджера понял, что если есть рожь, должна быть и пропасть…

Эндрю оставался очень близким другом как с Кристиной, так и с её братом, даже переехав в соседний дом со своей женой Бетси. Он часто выражал свою любовь и уважение к Кристине: «Её голос непосредственный, без жалости к себе, и она следит за тем, что говорит, проницательным медленным взглядом своих карих глаз. У неё есть сила характера, которая сделает любое снисхождение к её параличу оскорблением».

Со стороны Кристины её восхищение художником было явным, как и её благодарность за то, что её включили и «перенесли», как она утверждала, в разные места с помощью его картин. Дружба этой пары была настолько велика, что Эндрю попросил похоронить его рядом с братом и сестрой Олсонами.

После смерти брата и сестры он нарисовал Альваро и Кристину, чтобы увековечить их дружбу и память. Произведение функционирует как тип портрета: «Я задумал это как портрет всего их окружения, и я написал его летом после того, как Кристина и её брат Альваро умерли. Я вошёл туда, и внезапно содержимое этой комнаты, казалось, выразило этих двух людей: корзина, ведра и красивая синяя дверь со всеми причудливыми царапинами на ней, которые сделала собака. Олсоны все ушли, но, тем не менее, они были там».

Эндрю Уайет. Альваро и Кристина, 1968г

Впервые картина «Мир Кристины» была выставлена в нью-йоркской Macbeth Gallery в 1948 году. Публика и критики встретили ее прохладно. В конце концов, полотно купил директор Музея современного искусства Альфред Барр. Один из самых узнаваемых живописных шедевров в истории человечества обошелся ему в 1800 долларов.

Прошли десятилетия, прежде чем «Мир Кристины» в англоязычной прессе стали поминать в соседстве с определением «iconic», своеобразные «цитаты» из нее появились в книгах Стивена Кинга и фильмах Роберта Земекиса, а само полотно превратилось в универсальную метафору долгой и тернистой дороги домой.

P. S.

Этого художника никогда не привлекали обычные человеческие мотиваторы: деньги, слава, признание. Он работал в своём темпе. И главное в своём стиле.

Это очень удивляло искусствоведов и критиков. Как можно работать в стиле реализма в эпоху модернизма? Как можно выписывать каждую травинку, когда небрежность – главная «фишка» современной живописи 20 века?

Но Уайет был безразличен к их мнению. Он писал, как хотел и как чувствовал.

А музеи все равно покупали его работы: тихо, без шумихи, чтобы не прослыть старомодными. Так случилось и с «Миром Кристины». Она так и осталась единственной работой художника в Музее современного искусства. Среди работ Поллока, Лихтенштейна и современных инсталляций «Кристина» смотрится чужестранкой.

Но это не мешает ей привлекать до сих пор толпы восторженных зрителей.

Лента

Рекомендуем посмотреть