Про Бирму – современную Мьянму – известно немного. Территория страны составляет около 680 тысяч кв. км, а население — примерно 55 миллионов, из которых около 6 миллионов живет в крупнейшем городе страны Рангуне (ныне Янгоне). 90% населения этой страны исповедует буддизм. Бирма богата природными запасами, прежде всего это нефть, древесина, каменный уголь, медь, олово, вольфрам, сурьма, цинк, сера, мрамор, известняк, драгоценные камни.
Первыми армянами, появившимися в Бирме, были купцы — джульфинцы, пришедшие сюда с берегов Аракса из Новой Джульфы, находящейся около Исфахана — одного из крупнейших городов Персии. Это было 5 веков назад, в первой половине XVI века. А приток значительного числа армян из Персии через Индию в страны Юго-Восточной Азии, в частности в Бирму, начался 4 века назад, в начале XVII века. Тогда в Индокитае начали возникать армянские общины от Индии до Манилы. Годами они создавали процветающую торговую сеть, которая протянулась от Амстердама на западе до Манилы на Востоке. В Бирме армян обычно принимали как европейцев, или «белых», но как своих союзников. На протяжении длительного времени община пользовалась большими привилегиями. В 1612 году армянские купцы поселились в Рангуне и вскоре построили там свою церковь. Так было положено начало армянской общине Бирмы. В бирманской торговле они успешно конкурировали с англичанами. Армяне-переселенцы в Бирме хорошо проявили себя на экономическом и административном поприще, но особенно важную роль они играли в местной торговле. И с тех давних пор армяне смогли завоевать уважение и расположение правителей Бирмы. Близость к Бирманскому королевскому двору делала армянскую диаспору весьма привилегированной в торговом сообществе. К счастью, следы возникших в XVI — XVII веках в Бирме поселений армян сохранились до наших дней. На кладбищах в городах Пегу и Ава можно найти старинные могилы с надписями на армянском языке. В Государственном музее Рангуна хранятся армянские надгробные камни с надписями на бирманском и армянском языках. Они относятся к первой половине XVIII века. Самый старый из них датирован 1725 годом. А в городе Мандалае сохранились камни старинной армянской часовни. Во второй половине XVIII века община пополнилась за счет армян из Индии и Старой Джуги.
Губернаторы провинции Далла быстро оценили лояльность и способности армян в торговле, поэтому они часто назначались на высшие должности из тех, которые могли занимать иностранцы. Этих высших должностей было две — акауквун (сборщик таможенных пошлин) и акунвун (сборщик налогов со всей провинции). На первую должность чаще назначались именно европейцы, так как здесь требовалось умение принимать безошибочные решения, знание языков и опыт торговли. В истории Рангуна наилучшим акауквуном того времени считался Баба Шиин, армянин, родившийся в Рангуне. При нем были установлены четкие правила сбора таможенных пошлин, назначены ответственные лица, налажена строгая отчетность, упорядочена документация. Затем таможенное управление возглавлял другой армянин — акауквун Грегори Авас, способности которого бирманская администрация оценивала очень высоко. А вот другую должность, акунвуна, сборщика налогов с целой провинции, мог занимать только бирманец. Так всегда и было, но однажды было сделано исключение. Разумеется, для армянина. В 1766 году армяне построили свою церковь, причем она была возведена рядом с Таможенным управлением — местом работы многих армян. Армянские купцы имели заводы по производству синьки. А еще армяне в Бирме обладали монополией на торговлю сапфирами.
По словам бирманского историка Тан Мьин Ю, армяне в прошлом были неотъемлемой частью бирманской политической и бизнес-элиты. Уже начиная с XVII века армяне занимали ответственные государственные посты в правительстве Бирмы и при королевском дворе. Как, например, купцы Иоанн и Иосиф Маркаряны. Известные армяне служили министрами и были крупными коммерсантами при царях династии Конбаунг (1752 — 1885). Одним из наиболее близких придворных короля Баджидо (1819 — 1838) был Григор, получивший титул «брата короля». Среди приближенных этого правителя был также Саркис-ага, оказавший большую денежную помощь королю во время англо-бирманской войны (1824 — 1826). А в числе приближенных короля Миндона (1853 — 1878) был Минас Тер-Хачатурян, который по поручению короля был отправлен с посланием к Католикосу в Эчмиадзин. Были известны также ходжа Фанос Калантар, царский визирь ходжа Григор Айвазян, адмирал ходжа Симон, придворный казначей Никогайос Агазарянц, министр-князь Григор Манукян, Цахик Манукян Геворкян, нефтепромышленник Аракел Мартикян, управляющий города Пегу Мкртыч Овсеп Минасян и другие.
Деревянный шпиль армянской церкви, построенной в 1766 году
Армянская община была достаточно большой и влиятельной. Армяне контролировали основные торговые потоки. В их руках была не только торговля, но и логистика. Они были успешными бизнесменами и нефтепромышленниками, опытными капитанами кораблей. Поэтому не удивительно, что община процветала. Армянские купцы в Бирме покупали и строили корабли, причем присваивали им армянские названия — «Гайк», «Арам», «Тигран» и другие. Крупнейшими судостроителями и судовладельцами были Ованнес Саркисян и Овсеп Манукян. А позже, в первой половине XIX века, большую известность как крупный представитель купечества Бирмы приобрел судовладелец Саркис Манукян. Несколько торговых судов имел другой известный армянский купец Ованнес Амирхан.
Сохранилось его письмо, написанное в августе 1829 года, адресованное армянскому католикосу Нерсесу Аштаракеци, в котором Амирхан пишет: «В ноябре 1830 года я намерен на собственных кораблях поехать в Голландию в связи с важными делами, которые я буду иметь с королем Голландии. По окончании своих дел в Голландии я направлю свои суда в Индию и сам лично, получив от короля Бирмы рекомендательное письмо, направлюсь в Россию для его передачи царю».
Продолжение следует….
В публикации использованы материалы sobesednikam.