За каждым талантом, за каждым гением можно рассмотреть то, что объединяет их. Это мудрая, любящая, преданная жена и спутница жизни. Так было у архитектора Таманяна, художника Башинджагяна, маршала Баграмяна, композитора Хачатуряна и многих других великих людей. Великий Мартирос Сарьян в этом плане — не исключение.
На картинах художниках часто можно увидеть изображения его любимой Лусик. Художник рисовал свою жену на протяжении всей жизни — от первых акварелей еще юной Лусик, до портретов зрелой любимой женщины. Свою главную музу мастер пейзажа предпочитал писать в повседневной жизни: читающей, спящей, хлопочущей по хозяйству, говорящей по телефону… Портреты Лусик Сарьян, собранные воедино, воссоздают многогранный и одновременно целостный образ любимой женщины мастера.
С Лусик Мартирос познакомился в трагичный для армянского народа 1915 год. Спеша помочь своим соотечественникам, бежавшим от погромов из Османской империи, художник едет в Эчмиадзин. То, что он там увидел, повергло его в полное отчаяние. Помощь, которую он привез с собой в виде лекарств и денежных средств, собранных московской армянской общиной, была каплей в море огромного горя. Боясь за душевное здоровье Сарьяна, друзья отправляют его в Тифлис.
И в одном из кафе старого Тифлиса, где собиралась армянская интеллигенция и обсуждала вопросы спасения нации, Сарьян встречает ту, которая должна была отныне стать его музой и разделить с ним его судьбу.
Художник спросил, кто она, и ему ответили, что она — дочь известного писателя Газароса Агаяна. Девушка сразу запала ему в душу. Лусик была не юным подростком, она преподавала в женском училище.
Вот как вспоминал Сарьян об их знакомстве и свадьбе:
«Между нами не было романа — это была встреча двух людей как бы давно знавших друг друга. Мы никогда не расставались. Даже простившись на время, я чувствовал ее присутствие рядом и знал, что это самый близкий мне человек.
Мы обвенчались в сельской церкви. Обряд по нашей просьбе был сильно сокращенным, в Цхнетах, недалеко от Тифлиса. После этой процедуры мы вместе со свидетелями — его другом и ее матерью — выехали на зеленую полянку, очень весело провели время, попивая красное вино. Это был один из самых счастливых дней нашей жизни — ясный солнечный день».
После свадьбы молодые перебираются в Нахичевань. Там, на улице Софиевской жила мать художника. Здесь, в Нахичевани, в 1917 году родился старший сын Сарьяна – Саргис, а три года спустя и младший – Газарос (Лазарь). Впоследствии Сарьян сделал все, чтобы его сыновья получили хорошее образование. Саргис стал известным филологом, изучал литературу эпохи итальянского возрождения. Он окончил аспирантуру в Институте мировой литературы им. М. Горького в Москве и защитил кандидатскую диссертацию.
Лазарь же обладал абсолютным слухом, одновременно очень хорошо рисовал и мог стать художником. Когда он должен был определиться, Сарьян ему посоветовал, «если ты станешь художником, тебя будут все время сравнивать со мной. Тебе будет трудно пробиться в этой области, и это будет очень жестокая для тебя борьба». И так Лазарь выбрал музыку. Вернувшись с фронта, он поступил в Московскую консерваторию и по окончании стал композитором.
Но все это еще впереди. В 1921 году после установления Советской власти в Армении правительство приглашает Сарьяна на родину. Лусик знает, что в разрушенной и нищей Армении их ждут непростые времена, но как преданная жена, соглашается. Так Сарьяны переезжают в Ереван навсегда.
Вот как говорил Сарьян о своей жене, своей музе:
«Нельзя было отвести глаз от обаятельного образа этой девушки. Косой разрез больших глаз, выразительные губы, прекрасная головка, изумительная шея, стройные плечи, изящные руки, пластичная фигура и ясное лицо, легко и открыто передающее душевные переживания. Весь ее облик, а также природное кокетство и звонкий радостный смех превращали ее в какое-то живое произведение искусства».
Сарьян рисовал свою жену много и по-разному. Это были графические и живописные работы. От рисунка к рисунку, от портрета к портрету он совершенствовал мастерство, как бы раскрывая для себя ее индивидуальность, черты, характер, внутренний мир. Все картины с изображением жены объединены трогательным отношением художника.
Сарьян восхищался ею, и ценил ее до конца своих дней. В письмах к ней Сарьян из Парижа писал: «Ты героиня, другая женщина не смогла бы взвалить на себя всю ответственность за детей и отпустить мужа на длительное время в Париж, даже зная, как это важно для его карьеры».
Лусик в переводе с армянского означает «свет». Жена Сарьяна действительно стала Светом, в котором 56 лет талант Мастера проявился в полной мере, оставив миру огромное наследие ярких и жизнеутверждающих картин.
В публикации использованы материалы kg-rostov, yerkramas, armmuseum.