Сам художник и его картины до сих пор остаются заманчивой загадкой: «настоящий волшебник» Ян ван Эйк - RadioVan.fm

Онлайн

Сам художник и его картины до сих пор остаются заманчивой загадкой: «настоящий волшебник» Ян ван Эйк

2023-02-22 21:19 , Немного О..., 1079

Сам художник и его картины до сих пор остаются заманчивой загадкой: «настоящий волшебник» Ян ван Эйк

Большинство искусствоведов и историков называют Яна ван Эйка художником, алхимиком и самым настоящим волшебником. И совсем неудивительно, что оставленное им наследие окутано тайнами и легендами, разгадать которые до сих пор не под силу.

Борясь с традициями средневекового искусства, мастер выбирает непосредственное наблюдение за действительностью, желает объективно воссоздать мир. Художник далек от научных исследований перспективы, строения человеческого тела, он не ведал наследия античности: в отличие от художников Италии, он больше руководствовался своим опытом. Ван Эйк тщательно изучал строение окружающего мира, видел тонкости любого из предметов, умел красочно и в деталях передать пейзажи и интерьеры. Особенное значение для него имело изображение человека, он хотел максимально точно отображать облик героев своих полотен.

https://radiovan.fm/redactor/5ddc5858ae88b.jpg

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини, 1434г

Правдивая точная передача черт героя подчиняется в портретах, написанных художником Яном ван Эйком, проницательному раскрытию основных особенностей нрава персонажей. Живописец создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями.

Фламандский живописец Ян ван Эйк был одним из величайших художников Северного Возрождения. С тех пор его искусство продолжает ослеплять и удивлять публику на протяжении веков. Он создавал невероятно реалистичные картины, акцентируя внимание на деталях, таких как: зеркала, переливающиеся драгоценные камни, украшения и изысканные наряды, подчёркнутые складками и текстурой ткани. Каждая созданная им работа – самый настоящий шедевр, оценённый не только коллекционерами со всего мира, но и критиками.

В своих работах он достиг удивительно утонченного уровня реализма, доселе неизвестного в искусстве живописи. Мерцающие драгоценные камни, отражающие металлы, пышный атлас и бархат, и даже человеческая плоть были переданы со своими отличительными качествами с такой высокой степенью натурализма, что казалось, он создал новую художественную среду. Столетие спустя после его смерти эта идея была изложена в письменном виде, когда флорентийский художник шестнадцатого века и историк искусства Джорджо Вазари приписал нидерландскому художнику само изобретение масляной живописи, миф, который продолжался вплоть до девятнадцатого века. Но даже после того, как эта легенда была разрушена пух и прах, Ян и по сей день сохраняет за собой титул «Отца масляной живописи».

Ко всему прочему ему приписывают изобретение современного портрета с его загадочным человеком в красном тюрбане и запутанной жанровой сценой - портретом Арнольфини. Более того, поиски его чудесного и, как известно, секретного рецепта истинной формулы блестящей и стойкой масляной краски продолжались на протяжении веков, выдерживая пристальное внимание знатоков, консерваторов и постоянно меняющихся разработок в области технологии рентгенографии. Поэтому художник и его картины всё ещё остаются заманчивой загадкой.

Святой Франциск Ассизский, получающий стигматы

Святой Франциск Ассизский Получение стигматов, c. 1430–1432 годы

Ян известен как новатор веристического реализма не только благодаря своей портретной живописи, но и за его потрясающие панорамные пейзажи, уходящие далеко вдаль. Предшествующие натуралистическим пейзажам Леонардо да Винчи более чем на пятьдесят лет, такие картины, как «Святой Франциск Ассизский, получающий стигматы», демонстрируют использование Эйком атмосферной перспективы и предвосхищают более поздний жанр голландской пейзажной традиции в стиле барокко. Художник поместил эту сцену в скалистых горах, но также включил миниатюрный шумный нидерландский город на расстоянии, используя технику микроскопической живописи, общую черту ранних нидерландских книжных иллюстраций и религиозных картин.

Слева направо: Деталь Франциска Ассизского \ Деталь Серафима-Христа

Эта небольшая картина размером пять на семь дюймов изображает важный момент во время сорокадневного поста святого в пустыне горы Пенна (Ла-Верна), когда Франциск Ассизский пережил видение и получил стигматы, или раны распятого Христа. Стигматы, которые никогда не заживают, стали живым доказательством его святости. Свидетелем этого события является распятая фигура Христа, которая возвышается над монахами Франциском и Львом, одетыми в коричневые и серые одеяния, которые идентифицируют их как францисканцев. Небольшие картины, подобные этой, иногда делались в память об успешном паломничестве или в качестве переносного религиозного предмета, сопровождающего человека в путешествии.

Мужчина в голубом шапероне

Портреты, подобные этому, как правило, выполнялись на заказ в различных целях, начиная с увековечения какого-либо события, рода занятий или в память о себе. Эта работа, первоначально считавшаяся изображением ювелира, на самом деле представляет собой тип картины, предназначенной для предложения руки и сердца. Мельчайшая детализация и необычайно тонкое различие между качествами текстуры и атмосферного света сделали работу Яна невозможной для подражания. Считалось, что тщательное описание каждой детали жизни отражает славу Божьего творения.

Портрет Маргарет ван Эйк, жены художника

Наиболее последовательно новые особенности метода воплощаются в последнем портрете мастера – портрете жены Маргрет ван Эйк. Здесь за характерностью внешнего облика начинает явственно вырисовываться анализ характера. Если в портретах Тимофея и человека в красном тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа (образа человека как части мироздания), то здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника. Таких объективных портретов ван Эйк еще не создавал. И никогда он не обращался к такой необычайно тонкой, при этом скорее изысканной, чем глубокой гамме: красная с фиолетовым оттенком ткань – серая меховая опушка – серо-розовое с совсем бледными губами лицо. Картина художника «Портрет жены Маргрет ван Эйк» завершает первый этап нидерландского Ренессанса и свидетельствует о вступлении ван Эйка в новую, характерную уже для 1440-х годов фазу развития искусства Нидерландов.

Святая Варвара

«Святая Варвара» - поздняя работа художника и довольно необычная среди его известных произведений. Это не законченная картина, а рисунок, выполненный в технике silverpoint. Композиция изображает молодую святую Варвару, женщину сирийского происхождения, которая жила во времена правления императора Максимиана (305 - 311) незадолго до того, как Рим принял христианство под властью Константина. Согласно легенде, девушка была настолько красива, что отец в целях безопасности запер её в башне, спрятав подальше от глаз людских. После долгих лет изоляции, за которыми последовал её отказ от всех ухажеров, отец позволил ей покинуть тауэр. Вскоре после этого она сталкивается с христианством и тайно обращается в зарождающуюся, а затем и незаконную религию. Несмотря на то, что на неё нападали, морили голодом, а затем пытали её отец-язычник и городские власти, она остаётся верной своей новой вере. После того, как её провели по городу с другой замученной мученицей, она была обезглавлена собственным отцом, который, в свою очередь, был поражён молнией. Композиция наполнена иконографией, иллюстрирующей историю мученичества святой Варвары.

Мадонна в храме (церкви)

Свет заливает интерьер великолепного готического собора, где царит захватывающее видение Богородицы с младенцем. Мадонна изображена как царица Небесная, в царственной короне, усыпанной драгоценными камнями, одетая в королевское убранство - красное платье, символизирующее будущую жертву Христа, покрытое тёмно-синей мантией, окаймленной золотой вышивкой.

На первый взгляд может показаться, что ван Эйк превратил религиозный жанр «Мадонна с младенцем» в почти светский, хотя и царственный образ. Однако при ближайшем рассмотрении многое раскрывается о процессе создания данной работы художником.

Здесь в изобилии символических деталей в архитектурном декоре, изобретенном Яном, таких как вырезанные сцены из жизни святой, деревянная статуя Мадонны с младенцем Христом на руках, а в дверном проёме справа от зрителя ангелы поют псалмы.

Это становится очевидным, когда замечаешь необычные детали изображения Богородицы в церкви. Например, масштаб Девы Марии с младенцем непропорционален её окружению, она стоит гораздо выше арок большой аркады. Менее очевидны пятна света, которые, учитывая, что традиционно церкви были ориентированы на восток, а источник света показан струящимся с севера, физически невозможны. Таким образом, свет не принадлежит к земному миру, но при этом символизирует Марию как источник духовного света.

P. S.

Ян ван Эйк был одним из величайших гениев, чье творчество, исполненное огромной духовной силы и глубины идей, стало источником для развития искусства Нидерландов и других стран Европы. В своеобразном девизе Ван Эйка «Как умею» слились смирение и достоинство, присущие как самому художнику, так и всему его творчеству.

Заглавная иллюстрация: Ян ван Эйк. Богоматерь, Бог-Отец и Иоанн Креститель. Фрагмент Гентского алтаря

Лента

Рекомендуем посмотреть