История одного шедевра: оперу «Орфей» Клаудио Монтеверди создал тогда, когда самого понятия «опера» еще не существовало - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: оперу «Орфей» Клаудио Монтеверди создал тогда, когда самого понятия «опера» еще не существовало  

2023-02-15 20:00 , История Одного Шедевра, 2247

История одного шедевра: оперу «Орфей» Клаудио Монтеверди создал тогда, когда самого понятия «опера» еще не существовало

Это сочинение родилось тогда, когда самого понятия «опера» еще не существовало. И символично, что именно древнегреческий миф о певце лег в основу первой музыкальной драмы Клаудио Монтеверди «Орфей».

Портрет Монтеверди, выполненный Бернардо Строцци в 1640 году

Краткое содержание

В прологе к зрителю обращается сама Музыка и желает найти гармонию – ту, что в этот мир принес своим пением Орфей.

Нимфы и пастухи отмечают бракосочетание Орфея и Эвридики. Певец наслаждается счастьем, но вскоре получает ужасную весть – Эвридика погибла от укуса змеи во время сбора цветов. Орфей готов отправиться в подземный мир для того, чтобы вернуть любимую.

Надежда приводит Орфея к воротам подземного царства и покидает его – дальше он должен отправиться один. Харон отказывается перевозить его через Стикс, оставаясь безразличным к мольбам. Однако пение Орфея усыпляет паромщика, и он самостоятельно пересекает Стикс на лодке. Духи преисподней поражены силой этого смертного, для которого, кажется, нет ничего невозможного…

История создания и постановок

Все поиски истоков появления «Орфея» приводят к другому произведению на тот же сюжет – сочинению композитора Якопо Пери «Эвридика», представленному при флорентийском дворе в 1600 году. Скорее всего, на его премьере присутствовали и Монтеверди, и будущий либреттист его первой оперы Алессандро Стриджио. И, вероятно, когда семь лет спустя возникла необходимость создать сочинение к карнавалу в Мантуе, где при дворе герцога Гонзага работал Монтеверди, его тема была найдена быстро.

В основу либретто легли книги Овидия и Виргилия, где нашел свое отражение древнегреческий миф об Орфее и Эвридике. Нельзя не заметить и то, насколько текст Стриджио близок, вплоть до прямого цитирования, к тексту Оттавио Ринуччини, либреттиста «Эвридики». Первоначально опера имела весьма неопределенный конец – Орфей встречал вакханок, которые разгневались на него за то, что он отрекся от женской любви, а затем просто покидал сцену. Партия Аполлона на премьере отсутствовала. Однако более поздняя версия, как следует из публикации партитуры 1609 года, уже включала в себя явление Апполона и уход Орфея к богам.

24 февраля 1607 года «Орфей» впервые прозвучал в Мантуе во дворце Винченцо Гонзага. Заглавную партию исполнил известный тенор Франческо Раси. В ролях Музыки, Прозерпины и Надежды выступил знаменитый флорентийский кастрат Джованни Мальи, выучивший партии за 8 дней. Эвридику, скорее всего, пел кастрат из Мантуи, монах Джироламо Баккини. Представление было дано со скромным составом оркестра в покоях сестры герцога Маргариты, где зрителей едва ли было больше, чем участников спектакля. Возможно, именно этим объясняется финал оперы – явление Аполлона требовало масштаба и театральной машинерии, наличие которых при ограниченных размерах сценической площадки обеспечить было невозможно. Из последующей переписки самого герцога известно, что представлением все присутствовавшие остались довольны, и спустя неделю его повторили. В течение ближайших десятилетий «Орфей» исполнялся в нескольких итальянских городах, однако, точных сведений об этих спектаклях нет. Сам Монтеверди больше не возвращался к данной работе. После его смерти она оказалась в забвении более чем на три столетия.

Титульный лист издания 1609 года

Только к концу 19 века музыканты и музыковеды начали интересоваться творчеством Монтеверди, появились различные версии и оркестровки «Орфея». В 1911 году в Париже опера впервые была поставлена на профессиональной театральной сцене. В 1912 – прозвучала в концертном исполнении в Нью-Йорке, в 1929 году – в Ленинграде на русском языке. В наши дни «Орфей» востребован на подмостках: ежесезонно в театрах мира дается до 160 спектаклей.

Интересные факты

— Миф об Орфее и Эвридике положен в основу более 20 музыкальных произведений. Среди них оперы «Сошествие Орфея в Ад» М.-А. Шерпантье, «Орфей и Эвридика». К.В. Глюка, опера-буффа «Орфей в Аду» Ж. Оффенбаха, балет «Орфей» И. Стравинского, а также зонг-опера «Орфей и Эвридика» А. Журбина.

— Всего Монтеверди написал три оперы. От второй, «Возвращения Улисса», «Орфея» отделяют 33 года.

— В 1969 году дирижер Николаус Арнонкур оркестровал партитуру «Орфея» и исполнил с оркестром, в состав которого входили аутентичные барочные инструменты.

— В современных постановках сложилась практика исполнения партии Орфея не тенором, а баритоном. Партии Эвридики и Музыки часто исполняет одна певица, как и партии Прозерпины и Надежды, которые стали контральтовыми.

— В одно время с Монтеверди у Винченцо Гонзага работал и живописец П.П. Рубенс, в творческом наследии которого есть картина «Орфей и Эвридика».

Рождение оперы

Термин «опера» (opera по-итальянски – работа, сочинение, творение) не употреблялся для определения музыкальной драмы до 1650 года. Использовались названия «драма в музыке» или «сказка в музыке», а сами произведения лишь немногим отличались от мадригала – одной из главных вокальных форм 16–начала 17 веков. Среди предшественников оперы были и пасторальные пьесы, популярные в Италии эпохи Возрождения, прежде всего «Амината» Торквато Тассо (1544-95) и «Пастор Фидо» Джованни Баттиста Гуарини (1538-1612), они включали в себя песни и хоры. Целая серия пасторальных жанровых условностей впоследствии стали типичными для барочной оперы, например, ошибочное принятие одного героя за другого, наличие второстепенных комических персонажей, непременный счастливый финал.

Другим предшественником оперы были венецианские комические мадригалы конца 16 века, которыми прославились композиторы Орацио Векки и Адриано Банкьери. У этого жанра были свои особенности: отсутствовало музыкальное разделение между протагонистом и хором, все номера исполнялись группами певцов. Наконец, настало время для гения, способного выкристаллизовать различные музыкальные течения в подлинную вокальную драму. Им стал Клаудио Монтеверди.

P. S.

Первая опера заметно отличается от классических образцов жанра, созданных Моцартом и Верди, но в ней есть главный компонент, присущий лучшим произведениям искусства – эмоциональная заразительность и достоверность. Они и сделали «Орфея» по-настоящему бессмертным.

По материалам soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть