История одного шедевра: из всех пьес сюиты «Карнавал животных» издавать и исполнять на больших концертах Сен-Санс позволял только «Лебедя» - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: из всех пьес сюиты «Карнавал животных» издавать и исполнять на больших концертах Сен-Санс позволял только «Лебедя»  

2023-02-13 21:51 , История Одного Шедевра, 1127

История одного шедевра: из всех пьес сюиты «Карнавал животных» издавать и исполнять на больших концертах Сен-Санс позволял только «Лебедя»

Лебедь. Эта гордая и благородная птица с её возвышенно-загадочной сущностью и гармоничной связью с природой всегда заставляла людей относиться к ней с особой трепетностью. Лебединая преданность и верность вдохновляли художников, поэтов, писателей и, несомненно, композиторов на создание прекрасных произведений. В классической музыке это выдающиеся творения Шуберта, Сибелиуса, Римского-Корсакова, Вагнера. Чайковского и, конечно же, Сен-Санса. Его знаменитая композиция «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» не только является визитной карточкой композитора, но и признана блистательным шедевром лирической музыки.

История создания

История создания музыкальной миниатюры для виолончели и фортепиано «Лебедь» неделимо связана с сочинением Камилем Сен-Сансом его сюиты «Карнавал животных», появившейся в 1886 году. При этом важно отметить, что намерение написать это произведение возникло у композитора гораздо раньше. В 1861 году двадцатишестилетнего Камиля Сен-Санса, служившего органистом в храме св. Магдалены и уже признанного талантливого музыканта, попросили поработать преподавателем в известной в Париже музыкальной школе Луи Нидермейера. Неведомое ранее занятие Сен-Сансу весьма нравилось. У него сразу проявился педагогический дар.

Молодые воспитанники, наделённые замечательными музыкальными способностями, побуждали Камиля искать особый подход к работе. Он знакомил своих подопечных с сочинениями композиторов романтического направления, которые в то время во Франции были малоизвестны, а когда проверял задания учеников по композиции, то хорошие нахваливал так, словно перед ним творения великих мастеров. При разборе недостаточно удачных работ Сен-Санс не обижал, а ласково подбадривал юных музыкантов.

Кроме того, ученики не переставали восхищаться виртуозным исполнительством своего наставника и частенько наведывались в храм св. Магдалины, в котором Камиль, наряду с работой в школе, служил на должности органиста. Доброта и общие интересы сблизили преподавателя и воспитанников так, что между ними установились прекрасные отношения, которые навели Сен-Санса на мысль немного повеселить своих подопечных. Для этого он решил написать сатирическую драму. После успешной постановки спектакля, воспитанники попросили Камиля сочинить шуточную музыкальную композицию. Сен-Санс дал на это своё согласие.

В дальнейшем с некоторыми из подопечных маэстро сохранил дружбу до конца жизни, а они не уставали упоминать Камилю о его обещании. Минуло почти двадцать пять лет, на протяжении которых музыкант активно занимался не только композиторской, но и концертной деятельностью, и только начавшаяся в семидесятом году война вынудила Сен-Санса сделать паузу в его интенсивной творческой жизни. После вынужденного перерыва всё продолжилось как прежде. Так, в январе 1886 года Камиль поехал с концертами в Берлин, однако из-за того, что композитор препятствовал постановке вагнеровского «Лоэнгрина» в Париже, публика немецкой столицы встретила его весьма недоброжелательно. После такого провального турне Сен-Санс решил немного побыть один и отдохнуть. Для этого он уехал в живописную австрийскую деревеньку и там, наконец, осуществил данное ученикам давнее обещание: сочинить шутливое произведение. Музыку миниатюр маэстро сочинил быстро, всего за несколько дней. Однако стоит заметить, что Камиль всегда помнил о просьбе своих воспитанников, а поэтому иногда подумывал над образами и мысленно раскрашивал их музыкальными звуками.

Тринадцать миниатюр из сюиты, названной автором «Карнавал животных», а также «Большой зоологической фантазией», действительно были наполнены искрящимся юмором, и только одна контрастно отличалась от остальных. Её чарующая мелодия была необычайно задушевна, видимо оттого, что пьеса изображала лебедя - красивую гордую птицу. Необходимо также обязательно добавить, что «Лебедя» и всю сюиту Камиль задумал как сюрпризный подарок слушателям, которые должны были собраться 9 марта на салонный концерт виолончелиста Шарля Лебука. Премьера композиции состоялась с оглушительным успехом. «Лебедь» принёс славу и композитору, и исполнителю, который до этого считался ансамблевым музыкантом. Впоследствии, из всех пьес «Карнавала животных» издавать и исполнять на больших концертах Сен-Санс позволял только «Лебедя». Установленный запрет был снят после кончины композитора: Сен-Санс такое разрешение дал в своём предсмертном завещании.

Содержание

«Лебедь». Эта композиция, входящая в сюиту Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» под номером тринадцать, контрастно отличается от тех сатирических образов, которыми наполнена «Большая зоологическая фантазия». Это единственная серьезная пьеса. В комической сюите французского композитора она отображает светлый символ любви и верности – гордую, величественную птицу.

Миниатюра, написанная в тональности Соль мажор и трёхдольном размере, заключена автором в простую трёхчастную форму, состоящую из трёх периодов, каждый из которых включает в себя два предложения. Периоды первой и второй части имеют восьмитактовое квадратное строение, а последний из-за заключительной каденции немного расширен.

Произведение начинается с небольшого фортепианного вступления, в котором ломаные арпеджио мягкой пульсацией шестнадцатых длительностей изображают лёгкий плеск и рябь, возникающую на поверхности воды. Далее такое плавное арпеджированное покачивание будет продолжаться до конца композиции, однако уже во втором такте на его фоне начинает звучать необычайной красоты вдохновенная мелодия, в которой звук за звуком бархатный голос виолончели вырисовывает образ величественной грациозной птицы. Благодаря спокойному темпу и выразительным динамическим оттенкам музыка звучит ласково и нежно.

Интересные факты

  • «Лебедь» создан Сен-Сансом для исполнения на виолончели и фортепиано, поэтому все солирующие виолончелисты обязательно включают его в свой репертуар и концертные программы. Сегодня записи композиции можно услышать в исполнении таких выдающихся исполнителей, как М. Ростропович, Г. Пятигорский, К. Лециан, А. Загоринский, Йо Йо Ма.
  • «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса пользуется такой большой популярностью как у слушателей, так и исполнителей, что сегодня трудно найти инструмент, для которого не сделано переложение этой музыкальной миниатюры.
  • Впервые вокальная версия «Лебедя» Сен-Санса была записана выдающейся испанской оперной певицей Монтсеррат Кабалье, которая прославилась своей великолепной техникой бельканто.

  • В 1905 году хореограф Михаил Фокин на музыку Камиля Сен-Санса поставил миниатюрный балет, которому дал название «Умирающий лебедь». Эту хореографическую композицию впервые исполнила великая русская балерина Анна Павлова. Премьера состоялась в Санкт-Петербурге 22 декабря 1907 года в Зале Дворянского собрания. Впоследствии, объехав со знаменитым балетным соло весь мир, Павлова станцевала его около четырёх тысяч раз.
  • Увидев хореографическую композицию, названную Михаилом Фокиным «Умирающий лебедь», Сен-Санс удивился такому прочтению своего произведения, однако этому не возражал.
  • «Умирающий лебедь» впоследствии исполнялся многими выдающимися балеринами, среди которых Иветт Шовире, Наталья Макарова, Галина Уланова, Майя Плисецкая.

  • О популярности «Лебедя» Сен-Санса говорит тот факт, что режиссёры часто вставляют эту композицию в саундтреки своих кинофильмов. Вот некоторые из них: «Примадонна» (2016), «Воспитательница» (2014), «Квартет» (2012), «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008), «Моё лето любви» (2004), «Ковбой и Балерина»» (1984).

P. S.

«Лебедь». Это вдохновенное лирическое произведение Сен-Санса можно назвать лучшим творением композитора и поставить в ряд гениальных музыкальных шедевров. Созданный в произведении образ настолько совершенен в своей красоте, что время ему оказалось просто неподвластно.

По материалам soundtimes .

Лента

Рекомендуем посмотреть