История одного шедевра: «Смерть скупца» - очередной ребус Иеронима Босха - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Смерть скупца» - очередной ребус Иеронима Босха

2023-02-09 20:33 , История Одного Шедевра, 1323

История одного шедевра: «Смерть скупца» - очередной ребус Иеронима Босха

«Смерть скупца» (также известная как «Смерть ростовщика») - картина Иеронима Босха в стиле Северного Возрождения, созданная между 1495 и 1510 годами. Изначально произведение было частью триптиха, в целом виде до наших дней, увы, не сохранившегося.

Иероним Босх. Смерть скупца, 1490-е

Сегодня эта деревянная панель Босха представлена в Национальной галерее искусств (Вашингтон). Известно, что туда она поступила из коллекции бизнесмена и мецената Сэмюэля Генри Кресса, а до этого находилась в коллекции Ван дер Хельста в Вене.

Судя по сильно вытянутому вертикальному формату и резкому перспективному сокращению, «Смерть скупца» могла быть частью триптиха. В 2016 году на выставке в Хертогенбосе, на родине художника, четыре части триптиха собрали вместе. Внешние створки, известные как «Блудный сын», приехали из Роттердама.

Иероним Босх. Странник (Блудный сын), XVI век

Что касается внутренних частей, то центральная панель триптиха, вероятно, утрачена. Рассматриваемая здесь панель «Смерть и скупец» из Национальной галереи в Вашингтоне - это правая створка, а «Корабль дураков» (Лувр) и «Аллегория обжорства и похоти» (Художественная галерея Йельского университета) когда-то были левой створкой.

Реконструкция утраченного триптиха «Семь смертных грехов»: «Корабль дураков» (верхние две трети левой панели), «Аллегория чревоугодия и похоти» (нижняя часть левой панели) и «Смерть скупца» (правая панель)

Сюжет этой и многих других работ Иеронима Босха навеян крайне популярным в 15 веке богословским трудом Ars moriendi – «Искусство умирать», который являлся ничем иным как «руководством по правильной смерти». Это небольшое произведение сначала использовалось исключительно священниками, помогая им в составлении проповедей, но в эпоху Возрождения и особенно в период Реформации получило в Германии и Нидерландах широкое распространение. Смерть человека рассматривается в Ars moriendi как итог бездарно либо праведно прожитой жизни. А мерой вещей является то, принимает ли умирающий заветы Христа или отвергает их. Перед такой же дилеммой оказывается и персонаж картины Босха.

Зрителю открывается спальня со сводчатым высоким потолком и кроватью под пологом, на которой привстал измождённый умирающий. Смерть, традиционно изображаемая в виде скелета, завёрнутого в белый саван, заглядывает в его дверь. Она навела на будущего покойника стрелу, но медлит в нерешительности. У скупца на смертном одре всё еще остаётся шанс на спасение. Накануне смерти он оказывается перед тем же выбором, который искушал его при жизни: деньги или спасение, кошелёк или вечная жизнь. С одной стороны, ангел, заботливо поддерживающий больного сзади, указывает на распятие в арке оконного проёма под потолком. С другой стороны, дьявол в обличье невиданного монстра (в их изобретении Босх был особенно искусен) протягивает ему денежный мешок.

Иероним Босх. Смерть скупца. Фрагмент

И хотя Новый завет предостерегает о том, что «не можете служить Богу и маммоне» (обогащению), скупец отворачивается от ангела и инстинктивно тянет руки за мешком с деньгами. Вокруг резвятся разнообразные темные существа. Очевидно, это духи преисподней, слетевшиеся, чтобы склонить умирающего на свою сторону. Но окончательный выбор всё еще не сделан. Пока стрела смерти не пущена, у скупого остаётся шанс отвергнуть дьявола и последовать за ангелом в рай.

Для средневекового искусства было обычным делом сосуществование в одном пространстве разных временных планов. Босх следует этому же принципу, спокойно сдвигая сцену смерти в глубину картины, а на переднем плане изображая скупца в привычной для него бытовой обстановке. Он складывает монеты в мешок, который ему подставляет бес (возможно, даже тот самый, что продолжит искушать скрягу на смертном одре), и в этот момент скупой не помнит о том, для чего у него на поясе висят четки, а окно комнаты отмечено распятием.

Иероним Босх. Смерть скупца. Фрагмент

Интересны также вещи, не без изящества «разбросанные» Босхом у нижнего края доски. Вряд ли плащ, пика, шлем и перчатка ранее принадлежали скупому. Вероятней всего, эти атрибуты рыцарства должны истолковываться как символы верности христианству.

Иероним Босх. Смерть скупца. Фрагмент

Следование христианскому долгу в готической эстетике, которой во многом принадлежит Босх, отождествлялось с рыцарской честью.

В Лувре хранится рисунок Босха с таким же названием и почти полностью повторяющий композицию картины. Это законченное произведение вряд ли было эскизом к картине, скорее оно появилось при её переводе в гравюру. Изменение формата отразилось на компоновке атрибутов переднего плана — рыцарские доспехи переместились вправо.

Иероним Босх. Смерть скупца. 1500г. Кабинет рисунков. Лувр. Париж

P. S.

Иероним Босх прославился безудержной фантазией, нравоучительным характером своих жутковатых работ и обилием символов и шифров, которые превращают его полотна в самые настоящие ребусы: замысел мастера, жившего в XV-XVI веках, современному зрителю порой очень трудно разгадать.

Лента

Рекомендуем посмотреть