Монастырь Агарцин, Агарцинаванк – одна из главных достопримечательностей севера Армении, расположен в 15 километрах от города Дилижана, на одном из самых крутых склонов Иджеванского хребта. Затерянный в покрытых лесом горах монастырь нередко называют местом энергии и силы, связи с предками.
Этот монастырь требует к себе безраздельного внимания. Здесь нельзя отвлекаться, смотреть на буковые леса, раскинувшиеся буквально куда глаза глядят, – не простит. Пока спускаешься, а если быть точнее – съезжаешь по крутым серпантинам горного хребта, Агарцин играет в прятки – то появляется, то вновь исчезает. Зато, когда, наконец, входишь в главный двор монастырь возникает весь и сразу – вот он стоит тут уже одиннадцать веков и ждет.
Самое старое сооружение монастыря, небольшую прямоугольную церковь Сурб Григор, построили в конце X века монахи, сбежавшие сюда из Западной Армении. А притвор церкви изобилует элементами народной, традиционной армянской архитектуры. Здание выложено из грубо обработанного известняка и выполнено в стиле архитектуры прошлых веков. Притвор – прямоугольный, с четырьмя сводами цилиндрической формы. Над низким барабаном возвышается восьмиугольное шатровое перекрытие с окошком. Внутри всё украшено очень богато и живописно.
А вот главная церковь - Сурб Аствацацин, возникла позже, в 1184 году. Это самое крупное сооружение монастыря, доминирующее над всем ансамблем»: 16-гранный купол церкви украшен лепными арками, которые увеличивают высоту купола и делает его более стройным и величественным. Само здание церкви имеет крестово-купольную архитектуру с пышным декоративным оформлением фасадов. Примерно в это же время монастырь взяли под свое покровительство князья династии Багратуни, и тогда же он получил свое современное название. Правда, без путаницы не обошлось – одна легенда гласит, что в момент освящения монастыря над ним пролетела стая орлов и слово Агарцин возникло от корней «хах» (игра) и «арцив» (орел). Вторая утверждает, что такое имя монастырь получил в честь горных львов, некогда живших в окрестных лесах («агр» означает на армянском «тигр», а «цин» – «рожденный»). Вообще образ орла – гордой сильной птицы – часто встречается в стенах Агарцина. Например, скульптурная группа восточного фасада церкви Сурб Аствацин изображает двух мужчин в монашеском одеянии и орла, сидящего на куполе церкви.
Под церковью Сурб Аствацацин есть подземное хранилище, которое не имеет выхода: это церковное казначейство, где монахи хранили священные реликвии от посторонних. В монастырском комплексе также есть подземный ход, который ведет к реке. Строили его для использования во время землетрясений и войн.
Прямо напротив Сурб Аствацацин стоит ее точная уменьшенная копия – церковь Сурб Степанос, построенная в 1244 году. Неизвестно, чья это была причуда и зачем было строить два одинаковых храма, но есть в этой странной геометрии безусловная красота. Сразу вспоминаются Большой и Малый Арарат – без них армянину никуда.
Церковь Сурб Аствацацин и церковь Сурб Степанос
За Сурб Степанос тянется хозяйственная часть Агарцина. В XV-XVII веках это был один из крупнейших культурных и религиозных центров Армении. Здесь, как водится, была своя школа, книгохранилище и потрясающий красоты трапезная XIII века, которую возвел один из лучших зодчих того времени, Минас.
Трапезная монастыря Агарцин
Каждая деталь трашезной четко продумана с математической и экономической точки зрения. Например, на вершине здания находятся два купола, напоминающие мансардные окна, которые пропускают солнечные лучи и освещают трапезную залу. Здание трапезной стоит на 12 колоннах, которые символизируют 12 учеников Христа. Это еще раз доказывает, что монастырь служил не только религиозным центром, но и научным, а жившие в то время монахи обладали ценными знаниями, учили и просвещали народ. Еще одним доказательством этому факту служат солнечные часы, которые были широко распространены в средневековых монастырях. С их помощью монахи могли устанавливать точное время дня, в том числе и время богослужения.
Чуть подальше стоит усыпальница. Сперва в ней хоронили князей Багратуни, а потом царей из династии Кюрекидов. У южной стены притвора церкви Сурб Григор сохранились основания усыпальниц двух могил царей из династии Кюрикидов с надписями: «Царь Смбат» и «Это могила царя Гагика» (X - XI в.в.).
Совсем недалеко от монастырского комплекса сохранились и уникальные кельи-молельни. Внутри такой кельи находилась небольшая часовня со строгим алтарем, где монахи-отшельники проводили богослужения, не выходя наружу и не имея контакта с внешним миром.
Во второй половине XI века обитель была разорена турками-сельджуками, но со второй половины XII столетия, когда на севере Армении власть взяли Багратиды, эта часть страны и монастырь стали восстанавливаться. В надписи ктиторами церкви Сурб Григор выступают вардапет Хачатур и Сукиас. В XV-XVII веках эта обитель была крупнейшим религиозным и культурным центром. Тут даже работали школа и библиотека. Правда, за столько столетий здания, конечно, стали постепенно стареть и разрушаться.
Историк Киракос Гандзакеци упоминает о событии 1191 года, когда «присутствовал также святой вардапет Хачатур Таронаци, настоятель святой обители, называемой Агарцин, муж святой и добродетельный и известный своими познаниями, особенно в области музыкального искусства». По словам историка, до прибытия в этот край Хачатура Таронаци монастырь Агарцин «находился в запустении и в темноте»; он, прибыв сюда, «оживил святую обитель». Тарпнаци стал настоятелем монастыря, здесь же и похоронен.
А еще это место, как и любой религиозный объект, окутано легендами и поверьями. Говорили, что старый дуб, растущий на территории монастыря, способен исполнять всё, что попросишь. Раньше в необычайно широком старом стволе была щель, в которую нужно было пролезть, загадывая желание. Увы, некоторое время назад старое дерево было уничтожено молнией и от него осталась лишь часть ствола, но это не мешает людям верить в его волшебные свойства и загадывать возле него желания.
А ещё ходит легенда, что на территории обители спрятаны несметные сокровища. Где именно их искать, никто не знает, но это прибавляет монастырю загадочности и ещё больше окружает его таинственным ореолом.