Многие ключевые работы Третьяковской галереи оказались в собрании музея благодаря его страсти: коллекционер Исаджан Исаджанов - RadioVan.fm

Онлайн

Многие ключевые работы Третьяковской галереи оказались в собрании музея благодаря его страсти: коллекционер Исаджан Исаджанов

2023-02-06 21:28 , Минутка истории, 857

Многие ключевые работы Третьяковской галереи оказались в собрании музея благодаря его страсти: коллекционер Исаджан Исаджанов

Исаджан Исаджанов — купец-предприниматель, собиратель живописи. Ядро его художественной коллекции составляли произведения членов общества «Бубновый валет». Деятельность Исаджана Степановича освещена недостаточно широко в сравнении с другими коллекционерами XX века. Однако его вклад в искусство весьма значителен: многие ключевые работы Третьяковской галереи оказались в собрании музея благодаря страсти к коллекционированию Исаджана Исаджанова.

Исаджан Степанович родился в 1872 году в селе Тумбул Нахичеванского уезда. В этом селе жили армяне, переселившиеся из Персии. Его мать происходила из обедневшего дворянского рода, отец принадлежал к купеческому сословию и вел торговлю с турецким городом Трапезунд. О детских и юношеских годах собирателя сведений не сохранилось.

Участвуя в делах семейного предприятия по продаже чая и табака, Исаджанов с коммерческими целями переехал в Москву. В 1898 году он основал собственную фирму и фабрику по производству папиросных гильз в Рыковом переулке.

Позднее он писал: «Это мое предприятие кончилось для меня очень неудачно, т.е. полным банкротством в 1906 г., когда я был Моск. Коммерческим судом объявлен несостоятельным должником». Гильзовое производство с торгов приобрел банковский дом «И.В.Юнкер и К», и оно успешно просуществовало до революции. Имя Исаджанова продолжало сохраняться в названии фирмы, и это явилось причиной его преследований после революции.

Собирать искусство Исаджанов начал в 1906 году. Активное формирование коллекции продолжалось до 1917-ого. За десять лет им было собрано чуть более двухсот произведений искусства.

В это время в доме Исаджанова собиралась творческая молодежь, в том числе бубнововалетцы — Петр Кончаловский, Илья Машков, Александр Куприн. Радушный, гостеприимный и влюбленный в искусство Исаджанов на равных участвовал в их горячих спорах.

Коллекционирование в этом случае ярко рисует образ человека, которым двигала прежде всего искренняя любовь как к искусству, так и к творцам этого искусства. Приобретая работы своих современников — молодых непризнанных художников, выступающих с новаторскими идеями, — он помогал им выстоять и окрепнуть.

Исаджанов приобретал картины либо лично у художников, либо на выставках. Многие художники, зная его как горячего поклонника нового искусства, предпочитали отдавать ему свои работы даже за незначительную плату. «Да, — писал Кончаловский Машкову летом 1917 года, — Якулов очумел от галереи Исаджанова и, видно, горит желанием попасть туда, ну а Исаджанов дело понимает».

За несколько месяцев до революции 1917 года Исаджанов открыл галерею в особняке на Старой Басманной улице. Собрание размещалось в арендованном трехэтажном кирпичном доме. Коллекция занимала восемь комнат первых двух этажей.

В отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи и в отделе письменных источников Государственного Исторического музея сохранились документы, позволяющие реконструировать одну из ценнейших частных галерей Москвы, сформировавшуюся в начале века.

Самая большая комната была отдана картинам Петра Кончаловского, в двух других размещались работы Ильи Машкова. В отдельных «залах» висели картины Аристарха Лентулова, Александра Куприна. На втором этаже в самой отдаленной комнате находились иконы. Скульптура наполняла все восемь комнат галереи.

Петр Кончаловский. Портрет художника Георгия Якулова. 1910 год

В коллекции Исаджанова были работы не только новаторов искусства, но и настоящих метров отечественной живописи. Этюды Алексея Саврасова, Михаила Врубеля, Исаака Левитана, Михаила Нестерова, Василия Поленова, даже Ильи Репина и Валентина Серова купил для своей галереи Исаджан Степанович. Больше всего импрессионистических работ принадлежали кисти Константина Коровина — их в коллекции Исаджана было 15.

Тем не менее картины художников объединения «Бубновый валет» составляли ядро исаджановской галереи: их было 125. В галерее Исаджанова было 34 работы Петра Кончаловского. Не менее представительно здесь демонстрировалось творчество другого ведущего мастера из объединения «Бубновый валет» — Ильи Машкова: его произведений (картин и этюдов) насчитывалось 24. В собрании Исаджанова имелось шесть работ из «степной», или «киргизской» серии картин Павла Кузнецова. Скульптура в собрании коллекционера была представлена исключительно работами Анны Голубкиной и Сергея Коненкова.

Аристарх Лентулов. У Иверской. 1916 год. Государственная Третьяковская галерея

Исаджановская коллекция состояла из 206 картин и этюдов (из них три — кисти иностранных художников), 24 скульптур, 19 икон, 2 миниатюр.

В 1919 году собрание Исаджанова, как и подавляющее число московских коллекций, было национализировано. На основе галереи создали 7-й Пролетарский музей имени Анатолия Луначарского. По некоторым свидетельствам, Исаджанов оставался при этом музее — воз­можно, в роли исполняющего обязанности директора или какого-то управи­теля, пока в 1922 году в музей уже не был назначен официальный директор — Александр Ромм. Ромм — прекрас­ный искусствовед с большим опытом, уже успевший позаниматься общественно-политической работой в Витебске вместе с Шагалом.

В 1923 году приходит решение об упразднении пролетарских музеев как не оправдавшей себя идеи. Лентулов с горечью пишет, что непонятно, почему из-за злодеяний некоторых личностей прекрас­ную коллекцию расформировали по разным музеям. Исаджановское собрание распределяли не единым порывом, как коллекции Щукина и Морозова, а по частям и в разное время. Что-то поместили в Третья­ковскую галерею или в Музей живописной куль­туры, но большая часть картин разошлась по музеям почти двадцати городов России. Это Брянск, Владикавказ, Вятка, Вологда, Ельня, Калуга, Нижний Тагил, Омск, Пенза, Рязань, Саратов, Таганрог, Ярославль.

Последнее, что мы знаем о Исаджанове — он умер в Москве 21 февраля 1937 года, погребен на Армянском кладбище.

Источник – armmuseum.

Лента

Рекомендуем посмотреть