История одного шедевра: картина Сальвадора Дали, предсказавшая поражение Гитлера - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: картина Сальвадора Дали, предсказавшая поражение Гитлера

2023-01-30 20:59 , История Одного Шедевра, 3574

История одного шедевра: картина Сальвадора Дали, предсказавшая поражение Гитлера

Картина "Загадка Гитлера" была написана Сальвадором Дали в конце 1938-го, в начале 1939 г.г.и стала очередным обращением художника к одиозной фигуре вождя нацистов Адольфа Гитлера, который в то время готовился развязать мировую войну. Впервые картина была представлена публике в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке на персональной выставке Дали, проходившей в марте-апреле 1939-го и имевшей большой успех.

Дали продал тогда картин более чем на 25 000 долларов, хотя, что примечательно, "Загадка Гитлера", которую сам художник позиционировал, как "ключ экспозиции" так и осталась непроданной.

Сальвадор Дали рассчитывал выручить за нее 1 750 долларов - сумму не маленькую, но и не огромную. Возможно, потенциальных покупателей отпугнула сама личность персонажа, имя которого легло в основу названия картины: в то время зловещий масштаб притязаний Гитлера возрастал со скоростьютревожной и пугающей, а истинный лик нацистского вождя приобретал все более демонические черты.

Предыстория

Личность Гитлера была интересна испанскому художнику. Его отношение к фюреру менялось на разных этапах жизни, но немецкий лидер всё же остался в глазах художника мазохистом и тираном.

Выдержка из книги Дали "Дневник одного гения", опубликованной в 1962-ом году в Париже:

«Тем временем Гитлер на глазах становился все более гитлеровским, и однажды я написал картину, где нацистская нянька спокойно вязала на спицах, невзначай усевшись в огромную лужу. Идя навстречу настоятельным просьбам некоторых своих ближайших сюрреалистических друзей, я вынужден был вымарать с ее рукава повязку с изображением свастики. Вот уж никогда бы не подумал, что этот знак способен вызывать такие сильные эмоции. Лично я был им настолько заворожен, что буквально бредил Гитлером, который почему-то постоянно являлся мне в образе женщины. Многие полотна, написанные мною в тот период, были уничтожены во время оккупации Франции немецкими войсками».

Образ "гитлеровской няньки" действительно появляется в работах Дали уже в 1933-ем (не дошедшая до нас картина "Загадка Вильгельма Телля" (просьба не путать с одноименной широко известной работой художника), и в 1934-ом: "Зависимость от мебельной еды", "Призрак и фантом".

Сальвадор Дали. Призрак и фантом, 1934г

Можно ли на основании этого предположить, что Сальвадор Дали разделял нацистскую идеологию? Разумеется, нет и никоим образом. Истинные причины сверхувлеченности Дали образом Гитлера кроются в другом. Во-первых, к тому времени Сальвадор окончательно, так уже получилось, разочаровался в идеях коммунизма, единомышленниками, а то и деятельными участниками которого являлись в то время многие сюрреалисты (если не все).

Во-вторых, Дали активно набирал известность и творческую мощь. Он уже не был безвестным мальчиком из провинции, но превратился в самостоятельную творческую единицу, и ему становилось откровенно тесно в рамках любого движения - в особенности, сюрреалистического, где так или иначе существовал диктат вождя - Андре Бретона.

Определенная "усталость" Дали от сюрреализма была вызвана и тем, что художник однажды осознал: сюрреалисты - совсем не те, за кого себя выдают. Исповедуя полную и безграничную свободу творчества и самовыражения, не скованную никакими нормами морали, они, тем не менее, существовали в плену множественных запретов и табу, одним из которых как раз являлся гитлеризм.

Максималист и человек с самым аналитическим складом ума, Дали не мог не замечать этого противоречия - и потому его заявления о том, что единственным истинным сюрреалистом в кружке сюрреалистов был он сам, вовсе не лишены обоснованности и логики. В этой связи интерес Дали к Гитлеру - это своего рода инструмент, с помощью которого художник пытался показать сюрреалистам всю несостоятельность их собственной идеологии, готовясь тем временем к "сольной карьере".

И, наконец, нельзя отрицать тот факт, что Гитлер был фигурой исторической - а Дали всю жизнь преклонялся перед личностями вселенского масштаба, создающими историю - взять того же Наполеона, Ленина или Франко. Тот факт, что Дали испытывал интерес к личности Гитлера, вовсе не означает, что художник разделял его идеологию - и он действительно ее не разделял.

Так, в Театре-музее Дали в Фигерасе на одном из этажей постоянно экспонируется серия литографий Дали, посвященных геноциду евреев во время Второй Мировой - вряд ли сторонник Холокоста стал бы утруждать себя ее созданием.

История создания «Загадки Гитлера»

После невероятно важной для Дали встречи с Зигмундом Фрейдом в Лондоне 19 июля 1938, Сальвадор и Гала на какое-то время заехали во Флоренцию, а в сентябре 1938-го поселились на вилле Коко Шанель под названием "Пауза", что в местечке Рокабрюн недалеко от Монако.Дружба между Дали и Коко общеизвестна.

Художнику были предоставлены все мыслимые и немыслимые удобства для занятий живописью, включая интеллектуально-творческую компанию, которой всегда любила окружать себя Шанель - и работа закипела!

Сальвадор Дали. Загадка Гитлера

На вилле Шанель Дали целых четыре месяца напряженно писал, готовя картины для будущей выставки в Нью-Йорке. Ситуация в Европе была тревожной и самой предгрозовой. Примечательно, что как раз в те дни, 29 сентября 1938-го, лидеры Европы Гитлер, Муссолини, Чемберлен и Даладье подписали позорный "Мюнхенский Пакт", в соответствии с которым агрессивные притязания Гитлера на часть Чехословакии были удовлетворены, и Германии отошла Судетская область.

Очень хорошо выразился по этому поводу Уинстон Черчилль: "Англии был предложен выбор между войной и бесчестьем. Она выбрала бесчестье и получит войну".

Сальвадор Дали. Загадка Гитлера. Фрагменты

Как известно, все попытки проводить политику "сглаживания и умиротворения" оказались неспособны сдержать гитлеровскую экспансию. Мир был обречен на войну, что вскоре и подтвердилось. Интересно, что значительная часть переговоров, предшествовавших подписанию "Мюнхенского Пакта", велась сторонами по телефону - отсюда в картине изображение телефонной трубки.

Но, заметьте, трубка эта ни к чему не подсоединена, она находится в безнадежном кантовском вакууме "вещи самой по себе", что указывает на то, что основная ее функция, коммуникативная - более не выполняется.

Полный провал переговоров как раз и символизирует эта трубка, расположенная над фотографией Гитлера и выражающая, помимо прочего, всю беспомощность и бесполезность достижений прогресса перед первобытной жаждой крови, которая всегда жива в человеке.

Всё в картине несет ощущение тревоги и грядущей беды: серая поверхность моря, предвещающая шторм после затишья, летучие мыши, свинцовая пустынность пейзажа... Люди перестали слышать друг друга, все переговоры не способны более ни к чему привести, и катастрофы избежать, увы, не удастся - именно таков посыл Дали в этой работе. Картина открывает серию мрачных полотен Дали, свидетельствующих о неизбежности грядущей войны.

Сальвадор Дали. Загадка Гитлера. Фрагмент

Вот как выразился о "Загадке Гитлера" сам Дали: "Эта картина показалась мне наделенной ценностью предвиденья, обещавшего наступление средневекового времени, черная тень которого накроет всю Европу. Зонтик Чемберлена является здесь символом дурного предчувствия, он похож на летучую мышь и всегда вызывал во мне чувство отвращения, как только я брался писать его".

Что же, если Дали действительно предвидел грядущую катастрофу всемирного масштаба, он оказался совершенно прав - вскоре пожар войны заполыхал с поистине дьявольской силой, и на мир обрушились неисчислимые бедствия.

В настоящий момент картина Дали "Загадка Гитлера" (95 Х 141 см; холст, масло) находится в коллекции Центра искусств королевы Софии в Мадриде.

P. S.

Сюрреалист Дали не отделял различные аспекты бытия, изображая любовь, технологию, общество и религию в комплексе. Для него нет границ ни в чём. Всё, к чему он прикасался, превращалось в нечто новое, при этом Дали находил во всём шокирующий аспект, который не был замечен ранее. Его культурное наследие продолжает своё существование даже после смерти художника.

Лента

Рекомендуем посмотреть