Когда в 1839 году мир узнал об изобретении фотографии, в среде художников начался переполох. Очень многие мастера того времени забросили реалистическую живопись и начали искать другие направления для своего самовыражения. Но нашлись и такие, которые неожиданно обнаружили большой плюс в фотографических снимках и начали негласно активно использовать их в своей работе. Достоверно известно, что к таким ухищрениям прибегали немало известных и знаменитых художников, в том числе Репин, Ван Гог, Альфонс Муха и др. А были и такие, которые поплатились за это жизнью.
Фотография довольно быстро начала "спорить" с изобразительным искусством. Новое изобретение техники вмиг поставило под сомнение когда-то прочный авторитет живописи. Ведь если есть механизированный способ создания изображения, то зачем нужна живопись - говорили одни. А сможет ли все нюансы передать «бездушная машина» - апеллировали вторые. Именно тогда, в позапрошлом веке, в жестком споре столкнулись два искусства, которые в нынешнее время вполне гармонично сосуществуют. Причем на их примирение ушло не одно десятилетие.
А тогда, в средине 19 века, с зарождением фотографии вся художественная среда пришла в полнейшее замешательство. Некоторые живописцы поставили крест на своей карьере, а иные начали придумывать невероятные техники, которые были весьма далеки от реализма. Вспомнить хотя бы новомодные художественные течения, которые на рубеже 19-20 столетия буквально захлестнули весь мир изобразительного искусства: импрессионизм и абстракционизм, модерн и сюрреализм, кубизм и авангард...
Но самые продвинутые мастера негласно поставили фотографию на служение своему творчеству, сделав ее вспомогательным, но достаточно надежным способом фиксации натуры. И хотя их долгие годы уличали в плагиате и не добропорядочности, это никоим образом не приуменьшило значимость их гениальных работ.
И лишь с течением времени, к началу XX века, фотографию признали самостоятельным видом искусства, и использование живописцами снимков стало носить совершенно иной характер.
Илья Репин
Разумеется, что художники, творившие в 19 веке, не признавались в использовании фотоснимков для создания своих картин, даже упоминание о фотографии в отношении их творчества было под табу. Считалось недопустимым и постыдным обращение к фотографии как вспомогательному средству. Тем не менее, история точно знает, что многие мастера, невзирая на огромный авторитет, использовали снимки систематически. К их числу можно причислить и творчество гениального русского живописца Ильи Репина. Когда более 80 лет тому назад в уцелевшем после войны репинском доме, знаменитых Пенатах, было решено открыть мемориальный музей художника, историки обнаружили в архиве среди бумаг, рукописей и писем живописца две с половиной тысячи фотоснимков, которые впоследствии вошли в архив Академии художеств.
Художник Илья Репин пишет портрет певца Федора Шаляпина в своей мастерской в «Пенатах» в феврале-марте 1914 года. Из фотоархива художника
Многие снимки были сделаны лично художником, они часто публиковались и стали хрестоматийными. А другая их часть гораздо позже привлекла внимание исследователей творчества художника. Фотодокументы, рассмотренные более внимательно, явили собой очень интересную картину, и в процессе изучения исследователи приоткрыли завесу некоторых тайн ремесла живописца.
Так, среди фотоархива Ильи Ефимовича, помимо прочих, было найдено около четырехсот фотографий различных художников и их картин. В архиве также имелось около сотни снимков с его полотен и еще столько же фотографий Репина с моделями во время сеансов, причем на многих из них видно изображение, созданное художником. Но были и фотографии непосредственно моделей или прототипов, которые художник изобразил в своей живописи.
«Царевна Софья Алексеевна». (1879 год). Холст, масло. Размеры: 204,5 х 147,7. Третьяковская галерея. Художник: Илья Репин. / Кухарка в позе царевны Софьи Алексеевны. Фотография И.Е.Репина. Конец 1870-х.
Так, был найден фотоснимок кухарки, служившей в доме Репина. На фото, как видите, она изображена в позе, что и царевна Софья Алексеевна. Вероятнее всего именно это фото и послужило натурой для создания образа царевны, которая в свое время была свергнута Петром I и заперта в монастыре, где и приняла постриг. Самое проникновенное в картине – глаза царевны. В них можно прочесть и невероятную обиду, и грусть, и злобу, и откровенную ненависть.
Валентина Серова, Мать художника В. Серова, послужившая прототипом образа на картине Репина «Царевна Софья Алексеевна». (1879 год).
Также в работе над портретом Репин использовал образ матери художника Валентина Серова, в результате чего с картины на нас смотрит женщина, в которой причудливо сочетается интеллект и достоинство вместе с грубой силой.
Есть у Репина также портрет В.В.Стасова, написанный в 1883 году, в большей своей части по фотоснимкам, что красноречиво подтверждают строки из письма Ильи Ефимовича: "Я гляжу в эту минуту на Ваши две фотографические карточки и говорю точно с Вами, а потом припомните, не обещали ли Вы мне чего-то? А обещали посидеть для портрета..." Через месяц портрет музыкального критика был готов. Вряд ли у Стасова нашлось время на длительное позирование, и Репину ничего не оставалось как написать его по фото.
Портрет В.В.Стасова, русского музыкального критика. / Портрет М.И.Глинки, русского композитора. Автор: Репин И.Е.
Более открыто Репин стал использовать фотографию в своем творчестве вначале 20 века. И непосредственно в работе над масштабным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения», являющейся колоссальной по размерам картиной, над которой в течение трех лет работал Илья Репин с помощниками - И.С.Куликовым и Б.М. Кустодиевым. По жанру это коллективный портрет с 81 фигурой. Размер полотна — 4м х 8,77м.
«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903 год). Государственный русский музей. Художник: Илья Репин.
Относительно этой работы достоверно известно, что при подготовке И.Е.Репин лично, сделал своим фотоаппаратом снимки каждого члена Совета (всего 130 фотоснимков). Именно с помощью фотографических снимков художник написал великих князей Михаила Николаевича и Владимира Александровича, а также С.Ю.Витте, И.И.Шамшина, А.А.Половцова, С.М.Волконского, Н.Н.Герарда, А.И.Горемыкина.
Чтобы придать картине натурализм, он своих моделей снимал в зале заседания в совершенно естественных позах, как группами, так и поодиночке. Так, добиваясь совершенства, художник отснял более 10 вариантов снимков с одного только В.К.Плеве.
Но, вот что интересно, когда к Репину обращался заказчик написать портрет по фотографии, он, как правило, отказывал. Работа без живой натуры всегда обескураживала Репина. Исключением были портреты умерших к тому времени гениев: Брюллова, Пушкина, Гоголя, Шевченко, а также Глинки. Да и к тому же при воспроизведении обликов этих людей, Репин пользовался посмертными масками из гипса. Более всего в творческой практике он ценил непосредственное свое впечатление от виденного, а фотографии использовал для наиболее правдивого и полного отображения реальной натуры.
Альфонс Муха
Однако всех обскакал в этом деле чешский художник и дизайнер Альфонс Муха, который помимо живописи занимался профессиональной фотографией. Всех поражало его умение, с которым он передавал мимолётные взгляды, непринуждённые позы и изящные жесты женских образов на своих картинах. Он с невероятной точностью подчеркивал все нюансы в изображении моделей. Многие даже не догадывались, что художник прибегает к помощи фотографий, которые и помогли ему преуспеть в портретной живописи.
У художника было две фотокамеры, с помощью которых он экспериментировал. В его студии перебывало множество моделей: от писателей и поэтов до светских львиц и обычных девушек, охотно позирующих перед камерой. К слову сказать, сама Сара Бернар стояла перед фотокамерой Альфонса Мухи.
Афиша Альфонса Мухи. / Фото Сары Бернар. Фотоархив художника
Впоследствии он и использовал эти снимки для создания афиш для спектаклей, в которых играла Бернар. Работа Мухи произвела настоящий фурор в Париже. Коллекционеры, охотясь за заветным экземпляром, подкупали расклейщиков, срезали афиши с тумб. А восхищенная Сара, предложив Мухе длительный контракт на разработку афиш для ее спектаклей, превратилась в его покровительницу и музу.
Афиша Альфонса Мухи. / Фото Сары Бернар. Фотоархив художника
Эдгар Дега
Французский живописец Эдгар Дега также прибегал в своей работе к фотографии. К примеру, своих знаменитых «Голубых танцовщиц» он написал, используя несколько фотоснимков одной танцовщицы, которую фотографировали в движении в разных позах. Затем художник отобрал наиболее подходящие для его фото и совместил их в замечательной динамической композиции.
Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы». (1897 год). Бумага, пастель. 65 х 65 см
Нужно отметить, что другие импрессионисты также не отставали и использовали достижение техники в своих целях.
Винсент Ван Гог
Что уж говорить, если сам Ван Гог написал портрет своей матери, Анны Корнелии Карбентус, на основе чёрно-белой фотографии. В письме своему брату Тео Ван Гог написал: «Я делаю портрет матери для себя. Я не могу вынести бесцветную фотографию, и я пытаюсь сделать её в гармонии цвета, как я вижу её в своей памяти».
Портрет матери. Автор: Винсент Ван Гог. / Фотография Анны Корнелии Карбентус, матери художника
P. S.
Подытоживая вышесказанное, невольно напрашивается логический вопрос. А как же художники, создававшие гениальные произведения, зачастую широкомасштабные с огромным количеством образов, писали без вспомогательных средств?
Что любопытно, практически у каждого живописца, было свое индивидуальное решение такой проблемы. Николай Ге, к примеру, лепил фигурки из глины в определенных позах и выстраивал их в задуманную композицию. Именно этим приемом он воспользовался при создании своей картины «Тайная вечеря».
Николай Ге. «Тайная вечеря». (1863 год)
По материалам kulturologia.