Это сегодня Амедео Модильяни занимает лидирующие позиции среди самых дорогих художников в мире. А при жизни ему так и не удалось снискать славы, он жил и умер в нищете. Часто ему приходилось расплачиваться своими работами за еду и выпивку, и трактирщики при этом считали, что кормят его даром, потому что «кому нужны эти странные рисунки и картины»…
А первая и единственная выставка Модильяни не только не была успешной – она стала причиной скандала, в результате которого по требованию полиции выставка была закрыта. Что могло поразить и возмутить искушенных французов в картинах ню?
Всем известно, что значительную часть художественного наследия Амедео Модильяни составляют картины в жанре ню. Скандальная серия, включающая около 30 работ, была создана по заказу Леопольда Зборовски в 1916-1917 гг.
Амедео Модильяни. Портрет Леопольда Зборовски, 1916г
Невероятно тонкое и чувственное изображение обнаженной натуры было далеким от вульгарности, тем не менее, вызвало возмущенную реакцию публики. Идея Зборовски не сработала: было продано всего 2 картины, и то одну вернули через 2 дня.
Амедео Модильяни. Обнаженная на синей подушке, 1917 г
Выставка была организована в Париже в галерее Берты Вайль в 1917 г. Для привлечения внимания публики несколько работ вывесили на витрину. Не учли одного важного момента: галерея находилась напротив полицейского участка. Комиссар тут же вызвал Берту Вайль. Позже она напишет об этом инциденте:
«Я перехожу улицу под выкрики и шуточки толпы и поднимаюсь по ступенькам в полицейский участок. Бюро комиссара полно «клиентов». Я спрашиваю: «Вы меня вызывали?» — «Да! И я приказываю Вам немедленно снять всю эту дрянь!».
Я отваживаюсь на замечание: «Но есть знатоки, которые отнюдь не разделяют Вашего мнения. Что же такого плохого в этих обнаженных?» — «Эти голые! У них срамные волосы! Если вы тотчас же не выполните мой приказ, я прикажу моим полицейским конфисковать все!».
А я, с трудом сдерживая улыбку, подумала: «Что за идиллия! Каждый полицейский с прекрасной обнаженной в руках!». Я тотчас же закрыла галерею, а находящиеся внутри приглашенные гости помогли снять картины».
Амедео Модильяни. Обнаженная с рубашкой, 1917г
Модильяни не понимал причин критики, поскольку телесное никогда не было для него первичным. Об этом свидетельствует его диалог с Ренуаром в 1919 г. Маститый художник советовал Амедео, как правильно писать обнаженную натуру: «Когда Вы пишете обнаженную женщину, Вы должны как бы ласкать кисточкой ее обольстительный зад». На что Модильяни возмутился: «Я не собираюсь гладить кисточкой женские задницы. Меня вообще не интересуют зады!». И в чем-то он был прав — его привлекало не ренуаровское сладострастие, а внутренняя женская красота.
Амедео Модильяни. Прекрасная римлянка, 1917г
Красота обнаженных на полотнах художника действительно имеет иную природу – они словно светятся изнутри. Теплая световая гамма и своеобразная техника словно оживляют работы, это не абстрактные образы. Жан Кокто писал об этой серии: «Ню Модильяни кажутся всегда индивидуальными и портретными. В этих образах сохраняется конкретно-чувственное начало, но оно «сублимировано», одухотворено, переведено на язык музыкально-текучих линий и гармоний насыщенных охристых тонов».
ДА, успеха при жизни художник так и не дождался, но были коллекционеры, которые чувствовали, что он создает нечто особенное.
P. S.
В 2015 году «Лежащая обнаженная» Модильяни из вышеупомянутой «скандальной серии» получила статус второй самой дорогой в мире картины из выставлявшихся на открытые торги. Покупатель выложил за нее 170 миллионов долларов на аукционе Christie’s в Нью-Йорке. Дороже на 9 миллионов на открытых торгах оценивались лишь «Алжирские женщины» Пикассо. Горькая ирония судьбы! Около ста лет назад Модильяни, внезапно оказавшийся при деньгах (что с ним случалось нечасто), вручил пять франков Пикассо, бывшему на тот момент без гроша в кармане. Через несколько лет уже прославившийся Пикассо занес бедствующему Модильяни сто франков. Если Пикассо и при жизни удалось познать успех и финансовое благополучие, то Модильяни жил и умер в нищете. Знали бы они, сколько будут стоить их работы через сто лет!