В основе каждой картины лежит не только история её написания, но и история её, так называемой жизни. У одних - она обычная, ничем не примечательная, другие - с момента создания находятся в зените славы, иногда даже скандальной, жизнь третьих - таинственна и загадочна. Именно к последним и принадлежит судьба картины "Разрывая семейные узы" американского художника Нормана Роквелла. Но не зря говорят, что все тайное всегда становится явным...
Норман Роквелл. Разрывая семейные узы, 1954г
Когда в 2006 году подлинник картины Роквелла был обнаружен в тайнике, он некоторое время экспонировался в музее, а затем ушел с молотка за рекордные 15,4 миллиона долларов. Торги состоялись в аукционном доме "Sotheby's", и на тот момент эта картина получила статус самого дорогого произведения Нормана Роквелла. Безусловно, интерес участников аукциона, охотившихся за этим лотом, сильно подогревался детективной историей, связанной с этой картиной.
Норман Роквелл
Те, кто близко знаком с творчеством всемирно известного художника Нормана Роквелла (1894-1978), знает, что каждая его работа - это увлекательный рассказ о жизни простых американцев, их надеждах и переживаниях. Данная картина - тому яркое подтверждение.
Идея написать такой трогательный сюжет у художника возникла в силу собственных жизненных обстоятельств, а именно когда он сам на себе ощутил "синдром опустевшего гнезда". Его отпрыски "оперившись" один за другим стали вылетать из семейного гнезда во взрослую жизнь, что вызвало у Нормана двойственное ощущение - и гордости за своих детей, и неуемной тоски.
Именно эти чувства он воссоздал в облике отца, который вот-вот должен посадить на поезд своего сына, собравшегося отправиться в большой город, на учебу в университет. Юношу же мало волнует предстоящая разлука, он с нетерпением ждет поезд, чтобы отправиться в новую жизнь. Одет он в свой лучший костюм, на его чемодане наклейка "Университет штата", в кармане лежит проездной билет.
Они с отцом ждут поезд, сидя на подножке их фермерского грузовичка, каждый по-своему размышляя о предстоящей разлуке. Присмотревшись к деталям, рядом с сидящим отцом можно увидеть весьма знаковые предметы - флажок и фонарь. Это говорит о том, что в их небольшом селении, где они проживают, даже нет станции, и отцу предстоит самостоятельно остановить поезд, чтобы посадить на него сына.
Так почему же подлинник картины Нормана Роквелла, почти 33 года находился в тайнике за стенкой шкафа, а подделка занимала значимое место в коллекции её владельца?
Всё началось в 1962 году, спустя восемь лет после написания картины, которую купил у самого Роквелла его близкий друг, сосед и поклонник творчества - художник комиксов Дон Трахт за 900 долларов. С того времени эта картина не покидала дом её владельца до самой его смерти.
Художник комиксов Дон Трахт
И что любопытно, в середине 70-х Дону Трахту несколько раз поступало предложение продать полотно, но всякий раз он наотрез отказывал потенциальным покупателям. Не продал он картину даже за баснословные по тем временам 35 000 долларов. Узнав об этом, Роквелл написал своему соседу записку: "Ты просто спятил, что не продаешь ее, но я ценю твою преданность".
Шли годы... Трахт, став дряхлым и немощным стариком, попал в 2004 году в дом престарелых, а дети часть его коллекции, в том числе и картину Роквелла, решили передать в музей. Однако при тщательном осмотре картины эксперты обнаружили некое несоответствие. Сравнив картину из коллекции Трахта с обложкой журнала, в котором она была впервые опубликована после написания, специалисты обратили внимание на то, что краски кардинально изменили цветовой оттенок, да и лицо юноши по форме было совершенно иным. Было также найдено немало других незначительных отличий.
Отличия между подлинником и копией
Работники музея пребывали в полном недоумении, поскольку история картины была безупречна. Во-первых, она была куплена у самого Роквелла, во-вторых, на руках владельца были все документы, в том числе и оригинал чека. И чтобы развеять все сомнения, картину было решено отправить на экспертизу, чтобы установить проводились ли над ней дополнительные манипуляции. Рентгенография не показала никакого второго слоя. В конце концов сотрудники музея сошлись на том, что скорее всего полотно было подпорчено плохим реставратором.
Однако на этом загадочная история не закончилась. Спустя два года, когда Трахта не стало, его младший сын готовил дом своего покойного отца на продажу, и случайно заметил странную щель в стене за книжным шкафом. Панель, закрывавшая стену, немного отошла.
Потянув ее на себя, мужчина заглянул внутрь и увидел очертания нескольких картин. Оказалось, что панель легко отъезжала в сторону, а за ней висели восемь картин знаменитых американских художников: Мида Шеффера, Джорджа Хьюза, Джина Пелхама, а в центре - "Разрывая семейные узы" Нормана Рокуэлла.
Находка не на шутку огорошила наследников. Ведь половина этих полотен у Трахта не должно было быть вследствие делёжки имущества после развода с женой. Восемь самых ценных картин современных американских художников были поделены между супругами во время бракоразводного процесса в 1973 году. После раздела пять достались Элизабет, а три, включая "Разрывая семейные узы", перешли во владение Дона. Вернее, все так и думали до этого.
На самом деле Дон Трахт сам был довольно неплохим художником, поэтому незадолго до бракоразводного процесса он втайне скопировал все картины, так как не хотел расставаться с ними. Потом, выполняя решение суда, он передал копии бывшей жене, свои копии развесил по стенам у себя дома, а оригиналы спрятал в тайнике. В итоге около 33 трех лет раздвижная панель за книжным шкафом хранила тайну хозяина.
Выставка - «Тайны за стеной: Коллекция Дона Трахта» - где экспонировались все картины, найденные в тайнике наряду с их копиями
Картину из тайника наследники передали в тот же музей, куда ранее передали копию. Любопытно, что некоторое время оригинал и копия демонстрировались вместе в рамках организованной выставки - "Тайны за стеной: Коллекция Дона Трахта", где также где экспонировались и другие картины, найденные в тайнике наряду с их копиями.
Спустя семь лет после продажи картины "Разрывая семейные узы", в 2013 году на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке бы побит рекорд автора. Произведение «Застольная молитва», где изображены бабушка с внуком, сидящие за столиком в людном кафе и возносящие благодарность Богу за хлеб насущный, ушла с молотка за 46 миллионов долларов при начальной цене - 15-20 млн дол.
Норман Роквелл. Застольная молитва
Сам же Роквелл при жизни выручил за эту работу 3 500 долларов. Ее репродукция впервые появилась на обложке журнала Saturday Evening Post, с которым художник сотрудничал на протяжении 47 лет, в 1951 году — в номере, посвященном Дню благодарения. А в 1955 году эта обложка была признана лучшей в истории издания по результатам опроса читателей.
Через год еще одна работа Нормана Роквелла имела большой успех на торгах Sotheby's. Картина «Новичок» была продана за 22 млн дол.
Норман Роквелл. Новичок,1957 год
По материалам kulturologia.