История одного шедевра: «Скрипка» Пикассо — картина не о музыкальном инструменте, а о музыке в целом - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Скрипка» Пикассо — картина не о музыкальном инструменте, а о музыке в целом

2023-01-19 21:02 , История Одного Шедевра, 1982

История одного шедевра: «Скрипка» Пикассо — картина не о музыкальном инструменте, а о музыке в целом

Искусствоведы говорят, что «Скрипка» Пикассо — это работа не о музыкальном инструменте, а о музыке в целом. Точнее, о ее образе в представлении автора шедевра. Картина напоминает коллаж, собранный из частей инструмента, видимых с разных точек обзора. Идеально передана фактура древесины. Все фрагменты четко вписаны в овал — самую гармоничную и органичную геометрическую фигуру, которая, по мнению мастера, должна ассоциироваться в воображении зрителя со скрипкой. Собственно, здесь и впрямь напрашивается аналогия с музыкой: ноты и аккорды, объединенные гармонией.

Пабло Пикассо. Скрипка, 1912г

Шедевр стал первым в серии работ с изображениями музыкальных инструментов. 1912 год ознаменовался для Пабло Пикассо очередной сменой стиля. Хотя точнее было бы сказать – серьезными переменами в рамках одного стиля. На протяжении предыдущих двух лет Пикассо в компании Жоржа Брака полностью посвящал себя «аналитическому» кубизму, который, несмотря на очень короткий период существования, повлиял на развитие всего мирового искусства ХХ века. Весной 1912 года Пикассо отправляется в путешествие, из которого привозит картину «Воспоминания о Гавре». Это по-прежнему кубизм, но кубизм уже совершенно новый – тот, который позднее назовут «синтетическим». Картина «Скрипка» становится одной из первых работ в этом обновленном стиле.

Жорж Брак мгновенно подхватил смену настроения своего друга и соратника, и они вместе с энтузиазмом начинают исследовать новые возможности. Постепенно в их работах начинают появляться узнаваемые детали. Пикассо в начале этого периода создает несколько серий картин, объединенных одной темой: музыкальные инструменты (скрипки и гитары), натюрморты с бутылками и бокалами.

Пабло Пикассо. Скрипка и виноград, 1912г

В конце периода синтетического кубизма художник сосредотачивается по большей части на портретах (конечно, не забывая об арлекине).

Первая «Скрипка» Пикассо пока еще полностью живописна. Разобрав предметы и лица людей на разрозненные детали в период аналитического кубизма, теперь художник как будто снова начинает складывать эту мозаику воедино, превращая ее в своего рода живописный коллаж. Вскоре, впрочем, коллажи станут вполне реальными. Ни на секунду не останавливаясь в своих экспериментах, Пикассо и Брак начинают дополнять свои работы необычными материалами.

Пабло Пикассо. Гитара (Я люблю Еву), 1912г

В том же 1912 году Пикассо впервые использует на картине настоящую почтовую марку, а затем – создаст «Натюрморт с плетеным стулом», в котором применит клеенку и бечевку. В последующих работах художника появятся вырезки из газет, кусочки ткани, обоев и нотных листов.

Пабло Пикассо. Натюрморт с плетеным стулом, 1912г

Полностью оправдывая название «синтетического» кубизма, Пикассо будет объединять в единое целое самые разнообразные техники и готовые предметы, по сути заложив основу для появления реди-мейдов в будущем.

Таким образом, картина «Скрипка» Пабло Пикассо стала первой работой в новом для живописца стиле, своего рода «пробным шаром». Ее появление послужило отправной точкой для других кубистических произведений мастера, где талант гения достиг наивысшего расцвета.

Сегодня картина находится в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия

По материалам artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть