Норайр Мнацаканян – певец, исполнитель армянской народной и гусанской (ашугской) музыки, актер театра и кино, заслуженный артист Армянской ССР. Он унаследовал любовь к традиционной музыке от своих родителей, а свою первую премиюМнацаканян получил на конкурсе молодых исполнителей в Москве в 1936 году.
Норайр Мнацаканян родился 7 января 1923 года в Ереване. Благодаря своим выдающимся вокальным качествам и страсти к актерскому мастерству Мнацаканян начал свою карьеру актера и певца в Ереванском государственном театре музыкальной комедии имени Акопа Пароняна. Кстати говоря, Мнацаканян стал первым, кто сыграл роль Гикора (из знаменитого рассказа Ованнеса Туманяна) на армянской сцене. Художественный талант актёра сыграл свою роль в работе с такими выдающимися театральными режиссерами, как Армен Гулакян и многие другие. Актерская игра Норайра Мнацаканяна, помимо его художественного таланта, свидетельствовала о его непревзойденном мастерстве в области мировой литературы. Увидев репетицию Мнацаканяна в роли шекспировского Отелло, Ваграм Папазян высоко оценил Норайра за его превосходное исполнение главного героя Отелло и предвидел ему светлое будущее в актерской карьере.
Что касается музыкальной карьеры Норайра Мнацаканяна, то здесь всё намного насыщеннее и глубже. То, что с далеких времен традиционно приходило и сохранялось в армянской песне, получило совершенно новый облик в песенном искусстве певца. Его мысли в музыке пошли не по тому пути, по которому прошли идеи его предшественников, а «по-своему», по-новому. Он, понимая роль и значение армянской песни в жизни обычного армянина, вышел на новый уровень, который в дальнейшем был назван «новоармянским».
В исполнительском искусстве армянских народных и гусанских песен доминировали два основных стиля: первый – это оперные классифицированные обработки, которые, хотя и чрезвычайно ценны по сей день, однако не полностью отражали творческое значение и творческий контекст авторов данных произведений, и второй – это традиционалистские, провинциальные, крестьянские исполнения. Почти все музыканты того времени придерживались только одного из этих стилей, но Норайр Мнацаканян нашел золотую середину. По его словам, жемчужины армянского народного и гусанского песенного искусства стали звучать в более доступном стиле – умеренном и всегда в меру, с внутренней благовоспитанностью, причем зачастую с простой лирикой, чем гротескной извращенной «героизией».
Норайр Мнацаканян обрел большую популярность, когда Арам Мерангулян пригласил певца на армянское телевидение для исполнения сольных партий в Ансамбль Народных Инструментов. В общей сумме Норайр Мнацаканян записал более двухсот народных и гусанских песен, и все они хранятся в Музее Государственного Радио и Телевидения Армении. Он гастролировал по многим советским республикам и зарубежным странам. Во время своих гастролей по Ближнему Востоку Норайр Мнацаканян получил почетный орден от Короля Иордании, а по приезде с гастролей удостоился именной благодарности и почетной грамоты лично от министра культуры СССР Екатерины Фурцевой «за достойную пропаганду музыкального исполнительского искусства Советской Армении за рубежом». Кстати, песни в исполнении Норайра Мнацаканяна можно встретить во многих советских и армянских фильмах, например, в «Цвете Граната» Сергея Параджанова.
Нововведение Мнацаканяна в виде совмещения двух стилей современной армянской музыки сразу привлекло тысячи сердец. Ошибочное мнение, что лирические эмоциональные интерпретации армянских песен принижают ее национальную ценность, окончательно испарилось благодаря яркой индивидуальности и творчеству Мнацаканяна.
Источник – armmuseum.