В 643–650 годах при католикосе Нерсесе III Строителе на окраине древней армянской столицы Вагаршапат был возведён Звартноц — храм «небесных бдящих сил». Построили его на месте, где, по преданию, встретились Григорий Просветитель и царь Трдат. «В то время армянского католикоса Нерсеса посетила мысль построить жилище вблизи святых церквей города Вагаршапат [церкви Эчмиадзинского монастыря. — Прим. ред.], на дороге, где, говорят, царь Трдат вышел навстречу святому Григору. Построил там и одну церковь во имя небесного Звартноца, который появился в видении святого Григора сонмом небесных сил. И построил сию церковь высоким строением и изумительной красой, достойной божественной чести, которой посвящена», — писал современник тех событий епископ Себеос.
О храме Звартноц рассказывали многие древние авторы, начиная с очевидца его строительства Себеоса. Ценные сведения о храме и о его ктиторе сообщали историки X века Иоанн Драсханакертци и Степанос Таронеци (Асохик). Драсханакертци, заканчивая свою «Историю Армении» 924 годом, описывает храм, стоящий ещё во всём своём великолепии. А в труде Таронеци отмечается, что к 1000 году храм уже лежал в развалинах.
Звартноц
Место, где был возведён Звартноц, было отмечено строительной деятельностью задолго до VII века. Недалеко от юго-западного входа в храм была раскопана урартская стела с клинописью царя Руса II (635–615 годы до нашей эры). «Стела… содержит сорок семь строк клинописного текста, в котором рассказывается о крупных строительных работах, проведённых Русой II», — отмечал Борис Пиотровский [Ванское царство (Урарту), 1959]. По некоторым предположениям, именно на месте Звартноца находился храм языческого бога Тира, разрушенный Григорием Просветителем.
Строительную надпись храма Звартноц выявить не удалось. Однако до нас дошла надпись Нерсеса на греческом языке, которая гласит: «Помяните Нерсеса строителя». Сохранились и монограммы на колоннах экседр, также на греческом языке и читающиеся в одном случае — «Нерсес», а в другом — «католикос». Наличие надписей на греческом языке вполне естественно для католикоса Нерсеса III Строителя, получившего образование в Византии и долгие годы прожившего там. Сохранился также ряд надписей и на армянском языке, самая значительная из них — надпись на солнечных часах.
Руины храма Звартноц, разрушенного в результате землетрясения между 970 и 973 годами, были открыты раскопками в начале XX века и сразу стали предметом пристального внимания многих учёных. Восторженные описания средневековых историков привлекали внимание исследователей ещё в то время, когда памятник был скрыт под толстым слоем земли.
Звартноц в процессе раскопок начала XX века
Территория Звартноца долгое время служила карьером отёсанного камня для окружающих деревень, и не случайно, что ещё в конце XIX века несколько капителей экседр оказалось во дворе Эчмиадзинского монастыря. Посетивший Эчмиадзин в 1890 году польский искусствовед Иосиф Стржиговский на основе высеченных на них монограмм правильно определил принадлежность их к Нерсесову храму.
После этого интерес к Звартноцу возрос ещё больше. В 1893 году эчмиадзинский монах Месроп Тер-Мовсесян предпринял частичные раскопки. Основные же раскопки храма были начаты в мае 1900-го служителем Эчмиадзинского монастыря Хачиком Дадяном, которому удалось получить разрешение на раскопки, хотя он не имел специального образования и подготовки, что довольно отрицательным образом сказалось на качестве раскопок.
Прошение о разрешении проведения раскопок руин храма Звартноц верховный архимандрит Хачик Дадян, заведующий музеем древностей и раскопками Эчмиадзинского первопрестольного монастыря, направил в Императорскую археологическую комиссию (Санкт-Петербург). «Честь имею просить Императорскую археологическую комиссию по следующему делу. Его святейшество верховный католикос всех армян поручил мне расчистить место развалин церкви св. Григория, находящихся на эчмиадзинской земле, в 2-х верстах от первопрестольной обители св. Эчмиадзина, и выяснить план древнего храма, относимого к началу VII столетия. Так как предположенная работа сопряжена будет с раскопками, причём могут быть отрыты древности в виде надписи или вообще предметов, имеющих археологическое значение, то в качестве заведующего музеем древности, возникшем при монастыре св. Эчмиадзина, Императорскую археологическую комиссию честь имею просить выдать мне разрешение для производства раскопок в указанных целях в названном пункте с тем, чтобы затем был доставлен отчёт о ведении раскопок, реестр найденным вещам, фотографические снимки и эстампажи имеющих [значение] для науки предметов, сами же находки будут храниться в вверенном музее для общего пользования учёных и интересующихся лиц», — писал Хачик Дадян 12 апреля 1900 года.
Работы, предпринятые Хачиком Дадяном, продолжались до августа 1904 года. После годичного перерыва они были возобновлены и завершились в 1907-м. Благодаря приехавшему в Эчмиадзин в 1904-м архитектору Торосу Тораманяну во время раскопок были сохранены ценнейшие детали. Тораманян в течение четырёх месяцев лета 1904-го непосредственно участвовал в раскопках, а в 1905-м опубликовал свою статью о Звартноце.
Проект реконструкции Тороса Тораманяна вызывал большие споры, которые прекратились после того, как в 1906 году, во время раскопок Ани, востоковедом и археологом Николаем Марром были обнаружены остатки однотипного со Звартноцем храма святого Григория (Гагикашен) и среди них модель храма, общие формы которой совпали с формами реконструкции Звартноца.
Результаты раскопок Звартноца впервые были опубликованы Месропом Тер-Мовсесяном. Однако в научной литературе Звартноц стал известным в основном благодаря работам Тороса Тораманяна, и именно его проект реконструкции получил общее признание. Широко известный в литературе образ Звартноца неразрывно связан с его именем.
Храм Звартноц. Реконструкция Тороса Тораманяна
Раскопки выявили все основные элементы плана храма, который представлял сквозной тетраконх, охваченный кольцевой галереей. Согласно проекту реконструкции Тораманяна, кольцевая галерея была двухэтажной, причём второй этаж освещался круглыми окнами, расположенными по периметру здания. Второй ярус храма, образованный верхними частями тетраконха, был охвачен ротондальной стеной, являющейся продолжением внутренней стены галереи. Третий ярус сооружения составлял купол, 16-гранный барабан которого, по мнению Тораманяна, также был разработан глухой декоративной аркадой, точно так, как и два нижних яруса.
Стоит отметить, что к Звартноцу обращались и иностранные учёные, в особенности Иосиф Стржиговский. Много ценного в изучение этого шедевра архитектуры средневековой Армении внесли работы А.Л. Якобсона, Р.Я. Агабабяна, Ю.С. Яралова и О.X. Халпахчьяна.
Источник – armmuseum.