Скульптор-монументалист, создавший декоративное оформление Оперного театра и Дома Правительства: Ваагн Терзибашян - RadioVan.fm

Онлайн

Скульптор-монументалист, создавший декоративное оформление Оперного театра и Дома Правительства: Ваагн Терзибашян

2022-12-06 20:54 , Немного О..., 1086

Скульптор-монументалист, создавший декоративное оформление Оперного театра и Дома Правительства: Ваагн Терзибашян

Ваагн Мартиросович Терзибашян — советский скульптор и художник, работавший в различных материалах и жанрах. Терзибашян создавал скульптуры из бронзы, гипса и мрамора,в поздний период творчества свое предпочтение он отдавал технике поливной керамики. Вобрав все лучшее от европейской монументальной школы, он сумел преобразовать черты классического скульптурного искусства в собственный индивидуальный стиль пластики.

Ваагн Мартиросович Терзибашян и скульптура «Портрет фотографа»

Ваагн Мартиросович Терзибашян родился в 1908 году в Игдыре. Решив посвятить себя искусству, по окончании школы в 1924 году он поступил в Ереванское художественно-промышленное училище. В 1928 году Терзибашяна направили учиться в Москву в Высший художественно-технический институт.

Во ВХУТЕИНе на протяжении двух лет молодой скульптор занимался под руководством Веры Игнатьевны Мухиной. Система обучения на начальных курсах ВХУТЕИНа давала возможность студентам получить многопрофильное профессиональное образование. Все, независимо от специализации, изучали архитектуру, скульптуру и живопись.

Встреча с Мухиной сыграла большую роль в творческой судьбе Терзибашяна. Основой ее педагогической деятельности являлось стремление выявить индивидуальность студента и помочь ему найти близкую себе тему в искусстве. Мухина знакомила учеников с достижениями пластических приемов современной французской скульптуры, настаивая при этом на совершенном знании анатомии и технологических приемов.

Вдохновленный одобрением Веры Игнатьевны, Терзибашян уехал в Ленинград, чтобы завершить учебу в Академии художеств. Там его руководителем стал Александр Терентьевич Матвеев, педагогический метод которого заключался в сочетании работы с натуры со строгим подчинением деталей архитектонике целого.

Портрет А.С. Пушкина, 1969

В 1932 году после окончания Ленинградской Академии художеств Ваагн Мартиросович вернулся в Ереван и поступил на работу в мастерскую к известному армянскому архитектору Александру Таманяну.

В 30-е Терзибашян много работал как скульптор-монументалист. В это время в Ереване развернулось бурное строительство: по проекту Таманяна был выстроен Дом Правительства, заложены фундаменты Оперного театра и гостиницы Ереван. Молодому скульптору Терзибашяну поручили возглавить декоративное оформление Оперного театра и Дома Правительства.

В 1936 году Терзибашян переехал в Москву. Здесь он продолжил работу в области монументально-декоративной скульптуры. Ваагн Мартиросович работал как монументалист постоянно, но особого мастерства ему удалось достичь в жанре скульптурного портрета.

«Портрет фотографа» напоминает образы римской пластики. Об этом свидетельствуют тщательная лепка лица и шеи, внимание к деталям, последующая обработка формы чеканом. При этом взаимодействие пластического объема портрета с пространством строится на игре четких контурных линий, гибкого силуэта, внутри которого заключено богатство мимики изображенного. Несмотря на прямые аналогии с античностью, «Портрет фотографа» современен.

Портрет фотографа, 1959г

В 1940–1950-х годах Терзибашян работал в бронзе, гипсе и мраморе, в последние десятилетия своей жизни он отдавал предпочтение поливной керамике. Новый материал открывал для него возможность достичь теплоты и интимности образа, использовать цвет. Большинство работ, выполненных в технике поливной керамики, носит ярко выраженный декоративный характер.

Кульминацей мастерства Терзибашяна-потретиста стал портрет Мартироса Сарьяна. Краски положены на лицо ассимметричными пятнами так, чтобы подчеркнуть оставленную не окрашенной блестящую фактуру белой поливы. Работая с цветом, скульптор как бы воспроизводит движение кисти молодого Сарьяна, напоминает о его свободных мазках в ранних автопортретах. Лицо художника выполнено как изысканная маска-лик, обозначающая особый мир творца, сдержанного внешне, но способного к новаторским открытиям.

Потрет М.С. Сарьяна, 1970г

Скульптору, много лет работавшему в гипсе, бронзе и мраморе, крайне важно было выразить себя в цвете. В последние годы Терзибашян обратился к живописи и акварельным этюдам.

Цветы с драпировкой, 1969г

В 1977–1978 годы Терзибашян задумал серию образов, содержащих в себе обаяние женской красоты. Керамические портреты, призванные стать не просто скульптурами, но поэтическими метафорами, остались бесцветными. Смерть в 1978 году помешала скульптору осуществить творческий замысел.

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть