Он мечтал писать солнце, но на своих полотнах изобличал все ужасы и жестокости войны: почему же Василия Верещагина осуждали на родине? - RadioVan.fm

Онлайн

Он мечтал писать солнце, но на своих полотнах изобличал все ужасы и жестокости войны: почему же Василия Верещагина осуждали на родине?

2022-10-26 21:12 , Минутка истории, 1275

Он мечтал писать солнце, но на своих полотнах изобличал все ужасы и жестокости войны: почему же Василия Верещагина осуждали на родине?

26 октября 1842 года родился Василий Верещагин – выдающийся русский живописец легендарной судьбы и славы, великий путешественник, «отчаянный революционер», борец за мир, человек огромного личного мужества, которого знал и уважал весь мир. Сам же живописец-баталист считал, что «лишь пройдя через боевые сражения, испытав холод и голод, опасность быть раненным и даже мертвым, можно создавать подлинные шедевры о войне».

Военная служба и участие в войнах оказали свое неизмеримое влияние на все творчество. Василий Верещагин стал боевым художником и солдатом. И наибольшую известность он получил благодаря своим военным картинам, которые изобличают все ужасы и жестокости войны. Верещагин известен своими исследованиями туркестанской и азиатской жизни и полотнами, посвященными англо-индийской истории.

«Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово, я обрадовался, что могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня», - писал художник о своем пристрастии к батальной живописи.

Кроме всего прочего, ему удалось разрушить «романтический» миф о войне, который складывался веками в представлении непосвященного зрителя и читателя. Его батальные сцены были сосредоточены больше не на славе и храбрости, а скорее на осуждении жестокости и бойни войны, а также на безжалостном равнодушии и некомпетентности старших командиров. Из-за этого уникального взгляда на военных и войну, многие современники называли Верещагина «апостолом мира и человечности». В 1901 году Верещагин был выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира. Но на родине к нему относились иначе. Соотечественников (особенно тех, что в эполетах) художника нервировало, что Верещагин предпочитает «упаднические» сюжеты, вместо того, чтобы живописать славу российского оружия. Ходили слухи, что, ознакомившись с туркестанской серией будущий император великий князь Александр Александрович сказал: «Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек». Но это было мнение человека, который на войне пока не бывал и не видел её страшной изнанки.

Военный же министр Дмитрий Милютин признавал, что Верещагин был «бесспорно талантливым», но сам он не любил наклонность художника выбирать для сюжетов самые неприятные предметы. Репутация Верещагина среди искусствоведов также была неоднозначной. В своей истории русской живописи XIX века Александр Н. Бенуа называл работы Верещагина просто «фотографическими, лишенными чувствительности и утонченности».

Сегодня мы собрали ряд работ талантливого и правдивого баталиста, чтобы в очередной раз показать правоту его точки зрения на такую трагедию, как война.

Апофеоз войны, 1872г

Наиболее известный шедевр Верещагина – «Апофеоз войны», являющееся философским посланием и предупреждением, обращенным в будущее. Пирамида из черепов на фоне странного абстрактного пейзажа, которую Тамерлан возводил каждый раз на покоренных территориях, впечатляет своим идейным смыслом. И что примечательно - эта картина первоначально была названа художником «Торжество Тамерлана».

На раме шедевра художник Верещагин начертал: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Сила воздействия этого полотна была такова, что некий прусский генерал посоветовал императору Александру II «сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние». И как следствие: на протяжении 30 лет русские государственные музеи вообще не приобретали работы этого всемирно известного «скандального» художника.

Туркестанская серия, посвященная боевым действиям 1867-1878 годов

«Туркестанская серия» — это цикл картин Василия Верещагина, написанная им в 1871—1873 годах под впечатлением от его пребывания в Средней Азии. Работа над коллекцией началась после возвращения художника с Востока. Он начал работать в Мюнхене и через два года создал коллекцию из 13 картин и многочисленных эскизов.

Василий Верещагин. Смертельно раненый, 1873г

В Туркестан художник приехал в 1867 году. В то время Туркестан был горячей точкой, местом военных столкновений и насилия. Намерение художника состояло в том, чтобы засвидетельствовать войну и изобразить ее правдиво и по-настоящему.

Василий Верещагин. После удачи, 1868г

Здесь он создал множество рисунков и живописных этюдов с натуры, несмотря на трудные условия путешествия, а также недоверие узбеков и казахов к чужеземцу «кафиру». В 1868 году Верещагин вступил в русский гарнизон, защищая Самаркандскую крепость. Его успешная военная служба в осаде Самарканда принесла ему крест Святого Георгия за храбрость и мужество. Это была единственная награда, которую он принял при жизни. Война проявлялась в картинах Верещагина как драматическое событие, суровое и смелое. Художник мучительно и горько переживал огромные человеческие потери.

Когда «Туркестанская серия» была продемонстрирована широкой публике, и сам царь благосклонно отозвался о работах художника, Верещагину в 1874 году было присвоено звание профессора Академии художеств. Но Верещагин решил отказаться от этого. Дело в том, что завистники художника, те, кто узнал за какую сумму Третьяков выкупил картины цикла (по тем временам баснословные 92 тыс рублей) развили крайне негативные отзывы. Они буквально вынудили Верещагина с гневом и горечью сжечь некоторые работы «Туркестанской серии» и отказаться от звания. Кроме того, свой отказ Верещагин мотивирует тем, что считает «все чины и отличия в искусстве безусловно вредными».

Этот поступок получает широкий резонанс: по существу, Верещагин первый из русских художников решается гласно, открыто, демонстративно поставить себя вне традиционных порядков — делает то, «что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем; но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же», — как прокомментировал его поступок Крамской.

Цикл полотен «1812 год»

Мастер создал немало батальных полотен о военных сражениях на полях брани 1812 года, когда Наполеон со своей армией двигался на Москву. Вот и здесь видим начало битвы под Бородино, где впереди всех восседает насупленный великий французский полководец. До начала боя, предвкушая решающую победу, он приказал офицерам одеть парадные мундиры.

Василий Верещагин. Наполеон на Бородинских высотах, 1897г

Но на картине просматривается неуверенность и страх главного героя, однако всем своим видом, Бонапарт пытается показать, что он главнокомандующий французской армии и отступать не намерен. Во всем полотне чувствуется ирония живописца, и с этой целью он как бы обезличил образ Наполеона.

Василий Верещагин. Отступление. Бегство по смоленской дороге

Русско-турецкая война 1877—78 годов

Трагизмом и скорбью пронизано большое полотно «Панихида по убитым. Побежденные», где зритель как бы прощается с убитыми русскими воинами на поле брани, героизмом которых художник всегда восхищался.

Василий Верещагин. Побежденные. Панихида по убитым, 1877-1879гг

Историки искусства сопоставляют «Побежденных» Верещагина по идейному содержанию с произведением, пропитанным трагизмом - «Апофеоз войны». Оба этих полотна расцениваются как символ бедствия войн на земле. Унылость пейзажа, где поле смерти до самого горизонта покрытое телами убитых, над которыми нависло сумрачное небо, создает подавленное и мрачное настроение.

P. S.

Жизнь этого неординарного мастера кисти воистину удивительна и необыкновенна, она полна приключений, опасностей, трагизма. «С точки зрения ученого, исследователя, историка, военного репортера и только потом уже художника он проникал в самое сердце военных действий. Был не просто наблюдателем, а участником сражений, являясь собой мужественным примером того, каким должен быть настоящий военный репортер — баталист», - писал о Верещагине критик В.В. Стасов.

Лента

Рекомендуем посмотреть