Искусствовед, разгадавший загадку великого да Винчи: польский армянин Ян Болоз-Антоневич и идентификация «Дамы с горностаем» - RadioVan.fm

Онлайн

Искусствовед, разгадавший загадку великого да Винчи: польский армянин Ян Болоз-Антоневич и идентификация «Дамы с горностаем»

2022-10-19 20:06 , Минутка истории, 323

Искусствовед, разгадавший загадку великого да Винчи: польский армянин Ян Болоз-Антоневич и идентификация «Дамы с горностаем»

Картину Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», которая хранится в коллекции Музея Чарторыйских в Кракове, часто называют самым ценным произведением искусства Польши. Это единственное произведение Леонардо, хранящееся на территории Польши.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем, 1489 – 1490гг

Эта картина – один из четырех известных женских портретов, принадлежащих кисти Леонардо. У нее весьма увлекательная история и многозначный символизм, свойственный большинству работ да Винчи.

«Даму с горностаем» в Польшу привез князь Адам Ежи Чарторыйский, которую купил приблизительно в 1798г. и подарил своей матери, княгине Изабелле Чарторыйской.

Изначально исследователи творчества да Винчи и именно этой картины считали, что Леонардо изобразил неизвестную женщину, а княгиня Чарторыйская, получив полотно в подарок, полагала, что это «Прекрасная Ферроньера» да Винчи.

Леонардо да Винчи. Прекрасная Ферроньера, между 1490-97гг

Вероятно, поэтому в правом верхнем углу картины появилась сохранившаяся до сих пор надпись: «LA BELLE FERONIERE / LEONARD D’AWINCI», — с орфографической ошибкой в фамилии да Винчи: использована буква «W», а имя «Леонард» написано без «о» на конце.

Скорее всего, тогда же фон картины с серо-голубого был изменен на черный. Черным также были подчеркнуты некоторые элементы наряда модели. Существует предложение, что это мог сделать Эжен Делакруа.

Несмотря на то, что на рентгенографическом исследовании картины было установлено, что работа переписывалась и сильно изменена, в частности, на оригинальном изображении голову женщины украшала прозрачная вуаль, которая была заретуширована волосами, также изменена переносица и линия волос, положение двух нижних пальцев на правой руке тоже изменено, и они выглядят менее естественно, чем другие, а также надпись на полотне, в 1900г. польский армянин Ян Болоз-Антоневич впервые в искусствоведении идентифицировал картину «Дама с горностаем» как портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца, прозванного Иль Моро, герцога Миланского, а также, по одной из версий, лично знакомую с великим Леонардо да Винчи.

Ян Болоз-Антоневич

До исследований профессора истории искусства Львовского университета и действительного члена Краковской Академии наук Яна Болоза-Антоневича исследователи творчества Леонардо писали: «…от этого прославленного поэтами портрета осталось не более чем несколько спорных копий и сонет Беллинчиони. Указывают, что оригинальный портрет красавицы Чечилии был в течение XVIII века во владении маркиза Boursane в Милане».

Ян Болоз-Антоневич опирался на сонет 15в., из которого было известно, что Леонардо написал портрет Галлерани. Автором сонета являлся придворный поэт Бернардао Беллинчони.

Также искусствовед Ян Болоз-Антоневич пришёл к этому выводу, исходя из сохранившегося письма герцогини Изабеллы д’Эсте к самой Чечилии от 29 апреля 1498г. В письме Изабелла высказала просьбу прислать ей портрет, чтобы сравнить его с работой Джованни Беллини: «Припоминая, что Леонардо нарисовал Ваш портрет, мы просим Вас быть столь любезной и прислать нам Ваш портрет с этим посыльным, чтобы мы смогли не только сравнить работы этих двух художников, но также и иметь удовольствие снова лицезреть ваше лицо».

В ответном письме Чечилия отмечает, что портрет уже не похож на оригинал, т.к. он был написан, когда она была ещё очень молода, и её облик с тех пор полностью изменился: «…per esser fatto esso ritratto in una eta sм imperfecta che io ho poi cambiata tutta quella effigie».

Кроме того, Ян Болоз-Антоневич обнаружил, что греческое название горностая — «gale» — соответствует двум первым слогам фамилии Галлерани. На гипотезу Болоза-Антоневича опирался позже и Генрик Охенковский, который обратил внимание на то, что горностай также может символизировать герцога Сфорца, которого иногда называли «ermellino» — «горностай», т. к. он принадлежал к членам Ордена Горностая Фердинанда I Неаполитанского. Таким образом, горностай в руках дамы предположительно символизировал, что Чечилия держит в своих руках герцога — правителя Милана.

Идентификация портрета Чечилии на полотне «Дама с горностаем» польским армянином Яном Болозом произвела фактически революцию в искусствоведении и в изучении творчества великого Леонардо да Винчи. Благодаря исследованиям Яна Болоза-Антоневича, мир впервые в 1900г. получил научную характеристику одной из лучших картин Леонардо.

Краткая биография Яна Болоз-Антоневича

Родился 3 мая 1858 года в с. Скоморохи (Королевство Галиции и Лодомерии, Австрийская империя). Происходил из армянского дворянского рода Антоневича де Болоза, был сыном богатого помещика Антония. Болоз Антониевичи – армянская семья, поселившаяся в конце 17 века в Станиславове и Покуце. Среди них братья Доминик и Якуб Антоневичи получили от императора Иосифа II с дипломом, датированным в Вене 23 сентября 1789 г., галицкое дворянство 1-й степени.

Герб Антоневичей

Учился в Краковском университете (1876–1880). Сначала изучал юридические науки, которые вскоре оставил в пользу изучения филологии, в основном германистики и романистики). На дальнейшее обучение выехал во Вроцлавский университет (1880-1882), а дальше в Мюнхенский университет (1884-1986), где работал под руководством Карла Вейнхольда, Конрада Гоффмана и Михаэля Бернайса. Для докторской диссертации была предложена тема исследования: "«Die Entstehung des Schillerschen Demetrius»".

Влекомый к красоте искусства, он познакомился за границей с художественными памятниками и занялся музыкой Вагнера, а в основном его теорией музыкальной драмы. Своё знакомство с литературой и поэзией углубил философией и эстетикой поэзии, после чего перекинулся на поле исследований художественных искусств. Именно этот путь обучения и разнообразие увлечений создал для него широкую базу для артистического суда в оценке явлений искусства.

В 1885 г. издал в «Pamiętniku Akademji Umiejętności» исследование: «О средневековых источниках к резьбам, находящимся на шкатулке из слоновой кости в Казне катедры на Вавеле». В 1885 году стал членом комиссии истории искусства Академии знаний.

Когда в 1892 году во Львовском университете была образована кафедра истории искусства, возглавил ее в 1893 году как внештатный профессор. В то же время он стал реставратором памятников средневекового и современного искусств, в 1897 г. членом-корреспондентом Академии Знаний, в 1898 г. обычным профессором. Организовал при своей кафедре Институт Истории Искусства, который обеспечивал в течение многих лет богатым научным аппаратом, профессиональной библиотекой, репродукциями, фотографиями и диапозитивами.

Работал руководителем кафедры истории новейшего искусства Львовского университета (1893–1922) и директором Института истории искусства (1894–1922). Скончался 29 сентября 1922 года в Германии.

P. S.

Стоит отметить, что идентификация портрета Чечилии Галлерани не единственное достижение в искусствоведении знаменитого польского учёного. Кроме вышеупомянутого, Ян Болоз-Антоневич:

  • способствовал открытию в Львовском университете в 1904г. кафедры армянского языка
  • исследовал и посвятил свои работы архитектуре польских армян, а также писал труды о живописцах, скульпторах, вышедших из среды польских армян
  • посвятил много сил изучению древнеармянской культуры и искусства галицких армян
  • в одной из своих крупных книг «Галиция», посвящённых истории и культуре Галиции, отдельный раздел «Армяне» посвятил истории, традициям, обрядам, литературе армян Галиции
  • является всемирно признанным специалистом итальянского искусства XIV — XVIвв., в частности, творчества Тициана, Леонардо да Винчи
  • составил каталог польского искусства 1764-1886гг., ставшего впоследствии фундаментом для дальнейших исследований в этой области и являющейся справочной книгой по истории польской живописи
  • один из первых искусствоведов, кто познакомил Западную Европу с искусством Западной Украины
  • автор 135 научных трудов и ценных монографий по искусствоведению.

По материалам vstrokax.net.

Лента

Рекомендуем посмотреть