Мы слишком часто склонны сводить всё странное к привычному: Рене Магритт – о реальном и таинственном - RadioVan.fm

Онлайн

Мы слишком часто склонны сводить всё странное к привычному: Рене Магритт – о реальном и таинственном

2022-10-16 21:42 , Минутка истории, 1507

Мы слишком часто склонны сводить всё странное к привычному: Рене Магритт – о реальном и таинственном

Рене Магритт — один из столпов сюрреализма — бросает вызов зрителям, предлагая по-новому осознать реальность. Миры, которые он сотворил на холстах, интригуют и разрушают привычную действительность. «Я определил себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком», предметы — рассказывал художник. Источником его вдохновения были и их представление. Он играл с подобием и иллюзией, создавая красками визуальную поэзию.

Ниже собраны цитаты, которые приподнимают завесу над его представлениями о реальном и таинственном, о вероломстве образов и играх разума, о себе и других живописцах.

О тайнах

«Искусство пробуждает тайну, без которой мир не будет существовать».

Рене Магритт, «Пронзенное время» (1938). Чикагский институт искусств

«Моя живопись — это видимые образы, которые ничего не скрывают… они пробуждают тайну. И когда люди видят одну из моих картин, они задают себе простой вопрос: „Что это значит“? Это ничего не значит, потому что тайна тоже ничего не значит, это непознаваемо».

«Я ничего не выражаю! Я просто ищу образы, и сочиняю, изобретаю… только образ имеет значение, необъяснимый и таинственный образ, потому что всё в нашей жизни таинственно».

«Ощущение, которое мы испытываем, когда смотрим на картину, не стоит отличать от самой картины или от нас самих. Ощущение, картина и мы объединены в одну тайну».

Об играх разума

«Разум любит неизвестное. Он любит образы, чьи значения неизвестны, поскольку значение самого разума неизвестно».

«Ничто так не сбивает с толку, как разум».

Рене Магритт. Каникулы Гегеля, 1958

О вероломстве образов

«Знаменитая трубка. Как только меня не упрекали за неё! И всё же, вы могли бы набить мою трубку? Нет, это просто изображение, не так ли? Поэтому, если бы я написал на картине „Это трубка“, то солгал бы!».

Рене Магритт. Вероломство образов (Это не трубка), 1929

«Когда вы смотрите на картину, можете задаться вопросом, что воображаемо, а что реально. Речь о реальности явлений или о явлении реальности? Что действительно внутри, а что снаружи? Что у нас тут: реальность или сон? Если сновидение — это откровение о жизни наяву, то жизнь наяву также — откровение о сновидении».

Рене Магритт. Условия человеческого существования, 1933

«Реальные вещи не просто тривиальные и обычные предметы из нашего непосредственного окружения. Что действительно реально — так это то короткое мгновение, когда у нас появляется такое ощущение. И это то, что я пытаюсь выразить своими картинами».

Рене Магритт, «Воспроизведение запрещено» (1937). Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам

О предметах

«Одни видимые вещи всегда скрывают другие видимые вещи».

«Предмет не настолько привязан к своему названию, чтобы мы не могли подобрать другое, которое подходит ему лучше».

Рене Магритт. Препятствие пустоты, 1965

«Мы окружены завесами. Мы воспринимаем мир только за завесой подобия. В то же время предмет должен быть скрыт, чтобы его вообще распознали».

Рене Магритт. Влюбленные, 1928

«Если вы посмотрите на вещь с намерением попытаться понять, что она значит, то больше не будете видеть саму вещь, а сосредоточитесь на своём вопросе».

«Мы слишком часто склонны сводить всё странное к привычному. Я намерен вернуть всё привычное к странному».

Рене Магритт. Летние марши, 1939

О художниках

«Быть сюрреалистом означает исключить из своего разума все воспоминания о том, что вы видели, и постоянно находиться в поиске того, чего никогда не было».

«Юмор поп-арта скорее „ортодоксальный“, так может любой оформитель витрин. Нарисовать большой американский флаг с одной звездой больше или одной меньше не требует никакой особой свободы разума и не представляет никаких технических трудностей».

Рене Магритт. Вариация печали, 1957

О себе

«Жизнь обязывает меня чем-то заниматься, поэтому я рисую».

«Я могу остаться дома, когда мир предлагает мне возможности».

«Я всё ещё строю воздушные замки, несмотря на то, что мне 50. Я живу в той же квартире, что и 20 лет назад. Я добросовестный арендатор».

Рене Магритт, «Бог не святой» (1936). Музей Магритта, Брюссель

Об окружающем мире

«Мы не должны бояться дневного света лишь потому, что он почти всегда освещает жалкий мир».

Рене Магритт. Империя света (первая в серии), 1949

«Настоящее воняет заурядностью и атомной бомбой».

«Люди, которые ищут символический смысл, упускают суть поэзии и тайны образов».

Рене Магритт. Чувствительная струна, 1960

«Я думаю, что мы несём ответственность за Вселенную. Но это не значит, что мы что-то решаем».

Заглавная иллюстрация: Рене Магритт, «Лампа философа» (1936)

По материалам artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть