Друг Комитаса Маргарита Бабаян — певица и пианистка, покорившая Европу своими концертами и познакомившая ее с армянской музыкой - RadioVan.fm

Онлайн

Друг Комитаса Маргарита Бабаян — певица и пианистка, покорившая Европу своими концертами и познакомившая ее с армянской музыкой

2022-10-15 18:57 , Немного О..., 1602

Друг Комитаса Маргарита Бабаян — певица и пианистка, покорившая Европу своими концертами и познакомившая ее с армянской музыкой

Маргарита Бабаян — талантливая певица и пианистка, которая покорила Европу своими концертами и познакомила ее с армянской музыкой. Помимо этого, Бабаян была близкой подругой Комитаса. «Дорогой Айр Сурбик, маймунчик», — обращалась к нему Маргарита в своих письмах.

Жизнь и деятельность

Маргарита Бабаян родилась в 1874 году в Готе, Германия, в семье интеллигентов. Аветик Бабаян, отец Маргариты, родом из Александрополя. Он был известным врачом на Кавказе и автором нескольких книг о здравоохранении и общественной жизни. Мать Маргариты, Софья Бабаян, была педагогом и общественным деятелем. Она известна как основательница первого детского сада в Тбилиси в 1880 году.

Маргарита Бабаян во время учебы в Тбилиси, 1880-е годы

Вместе со своими двумя сестрами, Шушаник и Арминой, Маргарита выросла в Тбилиси XIX века — культурном и образовательном центре армян того времени. С ранних лет сестры Бабаян были окружены музыкой и искусством. Софья Бабаян всеми силами старалась раскрыть таланты своих дочерей и обеспечить им надлежащее образование. Спустя годы Маргарита станет одной из самых известных меццо-сопрано Парижа, Шушаник преуспеет в игре на фортепиано, а Армину назовут одной из самых тонких и благородных художниц Парижа.

В шесть лет Маргарита уже играла на фортепиано. Сначала она училась в Тбилисском музыкальном колледже, а затем переехала в Дрезден, Германия, чтобы продолжить занятия. Однако вскоре Маргарита поняла, что игры на фортепиано ей недостаточно. Она решила заниматься пением и переехала в Париж, чтобы продолжить обучение под руководством французских профессионалов.

Во время учебы Маргарита писала статьи о музыке и различных исполнителях для нескольких армянских журналов и газет, включая «Ардзаганк» и «Мшак», а также для российских изданий «Кавказ» и «Новое обозрение» под псевдонимом Энве. В 1896 году 22-летняя Маргарита опубликовала армянскую версию «Бетховена» Виктора Уайлдера — исследование, посвященное жизни и деятельности известного немецкого композитора.

Маргарита Бабаян (внизу справа), Шушаник Бабаян (стоит за Маргаритой), Армина Бабаян (в центре) и еще две девушки в Тбилиси, 1890-е годы

После окончания учебы девушка вернулась в Тбилиси и начала выступать в разных городах Закавказья как меццо-сопрано и пианистка. В 1901 году ее пригласили преподавать вокал в Тбилисское музыкальное училище. В этот период Маргарита уже была известной в Закавказье певицей, и ее выступления широко обсуждались в различных СМИ.

Маргарита и Комитас

Маргарита и Комитас виделись несколько раз, начиная с 1895 года. Но их дружба расцвела после 1902 года. Они оба были преданными патриотами, влюбленными в музыку, и вместе стали неофициальными послами армянской музыки.

В 1904 году Бабаяны переехали в Париж. Трем талантливым сестрам нужно было жить там, где процветали искусство и культура. Для такой уже состоявшейся и талантливой певицы, как Маргарита, обученной французскими и немецкими музыкантами, не потребовалось много времени, чтобы войти в музыкальный сезон Парижа 1900-х годов. Вскоре она стала известной певицей в Париже, где в то время ключевыми фигурами в музыке были такие французские композиторы, как Клод Дебюсси, Морис Равель и другие.

В этот период Комитас проживал в Эчмиадзине, но расстояние не помешало ему и Маргарите поддерживать тесные отношения и вместе работать над популяризацией армянской музыки. За несколько лет они написали друг другу десятки писем, в которых рассказывали о различных событиях, политических ситуациях в своих странах, обменивались идеями и обсуждали музыкальные композиции.

Маргарита Бабаян с родителями, сестрой, их мужьями и детьми, Париж, предположительно 1910-е годы. Внизу слева София Бабаян, рядом с ней Аветик Бабаян, слева стоит Армина Бабаян, ее муж. Посередине стоит Маргарита Бабаян, слева — Шушаник Бабаян с мужем

Изначально их отношения были сугубо профессиональными. Первые сохранившиеся письма, датированные 1905 годом, свидетельствуют о совместной работе Комитаса и Маргариты над изданием сборника армянских песен. Однако по мере того, как их дружба росла, их письма становились все более личными и интимными. Вскоре комитасовское «Уважаемая госпожа Бабаян» в начале писем трансформировалось в «Дорогая госпожа Бабаян», а затем в «Дорогая Марго», а иногда даже просто в «милая». Маргарита тоже отбросила формальности и стала называть его «Айр Сурбик» («Айр Сурб» означает «Святой Отец», термин, относящийся к армянскому духовенству. Маргарита добавила уменьшительный суффикс «ик», показывая свою близость к Комитасу).

Комитас рассказывал Маргарите о своих заботах, жаловался на Церковь и делился с певицей своими мечтами и планами на будущее. Хотя от Маргариты сохранилось всего несколько писем, ответы Комитаса отражают ее заботливый и любящий характер — она была его любимым другом, всегда готовым поддержать и утешить его даже на расстоянии…

Продолжение следует…

Источник – EVN Report, перевод – armmuseum.

Лента

Рекомендуем посмотреть