История одного шедевра: Базилика святого Марка – символ Венеции - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: Базилика святого Марка – символ Венеции

2022-09-26 22:24 , История Одного Шедевра, 1857

История одного шедевра: Базилика святого Марка – символ Венеции

Собор святого Марка (или Базилика святого Марка) - одно из красивейших и самых посещаемых зданий в Венеции. Это кафедральная церковь римско-католической городской архиепископии, и один из самых великолепных примеров итальянско-византийской архитектуры в мире. Собор расположен на площади Сан-Марко, рядом с Дворцом Дожей. Первоначально это была придворная капелла при дворце, но с 1807 года святыня получила статус собора.

Собор святого Марка известен и как «золотая церковь». Самой удивительной частью его интерьера является мозаичный золотой пол, который обладает потрясающим мерцающим эффектом. Собор был построен рядом с Дворцом Дожей в 828 году. В 976 году он сгорел, но спустя буквально 2 года собор отстроили заново. К сожалению, сегодня практически ничего не известно о том, как выглядело здание первоначально, а дошедший до нашего времени облик сформировался в 1063 году.

В то время было сделано много дополнений, поскольку здание базилики стало резиденцией патриарха Венеции. Из Константинополя привезли алтарный образ «Пала д'Оро», который установили в 1105 году. Через год в базилике произошел пожар, и золотые мозаики были сильно повреждены. Сегодня уже не удастся полюбоваться оригинальными коллекциями, поскольку они находятся на восстановлении, а выставлены только некоторые работы XI века, которые сохранились на центральном крыльце.

Оригинальный фасад базилики

В течение XIII века была закончена большая часть мозаики, а также новый фасад и притвор. Основная конструкция собора с тех пор почти не изменилась, только с течением времени были переработаны украшения. К последним дополнениям к зданию собора относятся часовня Святого Исидора, пристроенная в начале XIV века, новые рисунки в ризнице, датируемые XV веком, а также достроенная в XVI веке капелла Дзен.

Внешний вид западного (главного) фасада разделен на три регистра: нижний, верхний и купольный. В нижней части фасада расположено пять арочных порталов, окруженных мраморными колоннами, за которым находятся красивые двери из бронзы, ведущие в притвор (нартекс). В верхней части нижнего регистра находятся мозаики со сценами из жизни Христа. Люнеты латеральных порталов изобилуют мозаикой, которая показывает сцены из жизни святого Марка. В верхнем регистре есть несколько статуй, которые «смотрят на» город. Особо среди них выделяются статуи четырех Воинов-Святых: Феодосия, Св. Марка, Константина и Димитрия.

Под собором святого Марка есть статуя крылатого льва (он был символом этого святого), который держит книгу с цитатой «покойся с миром, Марк, мой евангелист». В центре балкона базилики можно увидеть четыре бронзовые лошади, которые были установлены примерно в 1254 году. При этом стоит отметить, что сегодня можно увидеть разве что бронзовые копии этих статуй, а оригиналы хранятся в музее святого Марка, находящемся в соборе.

Интерьер базилики основан на греческом стиле, а удивительные мраморные полы XII века украшены потрясающе красивыми рисунками животных и геометрическими узорами. Еще одна интересная вещь — интерьер базилики разделен на нижний и верхний регистры, разграниченные проходами, которыми заменили бывшие галереи. Интерьер верхних уровней полностью покрыт золотыми мозаиками.

Сегодня в соборе святого Марка можно увидеть мощи апостола Марка, а также множество ценных предметов искусства, которые были вывезены из Константинополя во время крестовых походов.

Похищение мощей апостола Марка из Александрии. Мозаика пресбитерия. XI в.

Также собор известен и своей акустикой, чем привлекал многих крупнейших музыкантов и композиторов разных эпох. В стенах собора выступали Адриан Вилларт, Клаудио Меруло, Андреа (начинал свою карьеру певцом в соборе, а в 1566 году стал его органистом) и Джованни Габриели, Джованни Легренци, Лоренцо Перози. Известный композитор Монтеверди, переехав в Венецию, с 1613 года до конца жизни оставался на службе капельмейстером в соборе Святого Марка. Джованни Вивальди, отец Антонио Вивальди был скрипачом собора Сан-Марко. С 1490 года вторым органистом собора был композитор Франческо Ана. В середине XVI века официальным органистом собора был Джироламо Парабоско.

Каналетто. «Хор собора Святого Марка» (литография, 1766 год)

Особенностью исполнения музыки в соборе являлось то, что благодаря акустике можно было использовать множество мест для выступления. Кроме традиционного места двух церковных хоров на клиросе, где расположены два органа, музыканты и певцы размещались на кафедрах перед иконостасом, двух трибунах Сансовинов трансепте и других местах. Кроме того, в стенах собора с XVI века культивировалось антифонное пение (двумя или несколькими хорами попеременно) в виде т. н. разделённых хоров (итал. cori spezzati), в XVII веке этот стиль распространился из Венеции по всей Италии, а также в Германии и Австрии.

Особого упоминания заслуживает и библиотека собора. Некоторое время, пока в XVI веке не началось строительство отдельного здания, в его стенах размещалась Библиотека Святого Марка. Над украшением залов библиотеки трудились Паоло Веронезе, Франческо Сальвиати, Андреа Мельдолла и другие знаменитые мастера того времени. Часть библиотечного собрания была получена в дар от Франческо Петрарки.

Лента

Рекомендуем посмотреть