Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться: великий скептик Мишель де Монтень - RadioVan.fm

Онлайн

Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться: великий скептик Мишель де Монтень

2022-09-25 15:55 , КнигоМан, 1823

Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться: великий скептик Мишель де Монтень

Мишель де Монтень — выдающийся французский писатель и философ Эпохи Возрождения. В историю мировой литературы он вошел как автор знаменитой книги «Опыты» (фр. Les Essais), в основе которой лежат его наблюдения за особенностями человеческого мировосприятия. Это сочинение оказало огромное влияние на становление жанра эссеистики и повлияло на развитие философии Позднего Возрождения и Нового времени. Фрэнсис Бэкон, Вольтер, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Лев Толстой и многие другие мыслители неоднократно ссылались на труд Монтеня в своих произведениях. Например, в творениях Шекспира обнаружено 750 заимствований из Монтеня.

Мишель Монтень. Портрет работы неизвестного художника, ок. 1570г

Мишель Монтень родился 28 февраля 1533 года в фамильном замке в городе Сен-Мишель-де-Монтень (Дордонь) вблизи Бордо. Его отец, Пьер Эйкем, участник Итальянских войн, получивший дворянский титул де Монтень, придерживался, тем не менее, либеральных взглядов. Он сперва отправил сына на воспитание в крестьянскую семью, а потом нанял ему учителя-немца, который не знал французского языка и говорил с Мишелем только на латыни. В 6 лет, вспоминал позже Монтень, он понимал французский не больше арабского.

Замок Монтень

В колледже Бордо французский пришлось учить с нуля. В Тулузском и Парижском университетах Монтень обучился праву и перечитал труды всех античных философов. Окончив юридический факультет Монтень почти два десятка лет посвящает юридической карьере. Лишь после смерти отца в 1568 году он продет свою судейскую должность и удаляется в замок Монтень – размышлять над природой, человеком и знаниями и писать самый главный труд своей жизни. В 1572 году, в возрасте 38 лет Монтень берется за свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 году).

Страница из «Бордоского экземпляра» с правкой Монтеня

В том же году он предпринял большое путешествие по Европе. Во время своего отсутствия Монтень был избран мэром родного города и по возвращении в Бордо после многих колебаний принял эту должность. В своей обычной афористичной манере Монтень написал об этом так: «Горожане Бордо избрали меня мэром их города, когда я был далеко от Франции и ещё дальше от мысли об этом». Но на следующее трехлетие он сам не выставил своей кандидатуры, и всю остальную часть своей жизни посвятил литературе.

Знаменитые «Опыты» ясно отражают многогранную личность этого французского скептика. Книга Монтеня, написанная как бы «скуки ради», отличается крайней прихотливостью построения. Никакого чёткого плана не наблюдается, изложение подчиняется прихотливым извивам мысли, многочисленные цитаты чередуются и переплетаются с житейскими наблюдениями. Совсем короткие главы чередуются с пространными.

«Опыты» Монтеня — это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще. По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения. Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера.

Собственно говоря, Монтень сам признавался, что «Опыты» – это плод рассуждений, а не опыта: «Выводы из всего этого принадлежат мне, и я пришел к ним путем рассуждения, а не опираясь на мой личный опыт».

Мишель де Монтень, 1590г

Монтень принадлежал к последнему поколению гуманистов. Подобно последним скептикам античного мира, он до конца своих дней не изменял отрешенному и пассивному индивидуализму. Тем не менее, влияние его на последующую скептическую мысль было огромно. Гёте и Ницше, Мериме и Ренан, Байрон и Эмерсон видели в нем своего духовного предка.

Писатель и философ скончался в замке Монтень 13 сентября 1592 года во время мессы. 11 марта 1886 года останки Монтеня были перезахоронены в здании Бордоского университет.

Мы собрали самые запоминающиеся цитаты из главного труда французского мыслителя:

  • Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.
  • Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало.
  • Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что с ним происходит.
  • Чем больше заполняется наша душа, тем вместительнее она становится.
  • Справедливее всего распределен в мире разум: никто не жалуется на его недостаток.
  • Нет попутного ветра для того, кто не знает, в какую гавань он хочет приплыть.
  • Честный человек предпочтет скорее расстаться со своей честью, чем с чистой совестью.
  • Презрение к жизни — нелепое чувство, ибо в конечном счете она — все, что у нас есть, она — все наше бытие. Те существа, жизнь которых богаче и лучше нашей, могут осуждать наше бытие, но неестественно, чтобы мы презирали сами себя и пренебрегали собой; ненавидеть и презирать самого себя — это какой-то особый недуг, не встречающийся ни у какого другого создания.
  • Даже собственная одаренность и мудрость кажутся нам бесплодными, если ощущаются только нами самими, не проявляясь перед другими и не заслуживая их одобрения.
  • Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться.
  • Для всякого, кто умеет как следует оценить свои возможности и в полной мере использовать их, размышление — могущественный и полноценный способ самопознания; я предпочитаю самостоятельно ковать себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром.
  • Женщины нисколько не виноваты в том, что порою отказываются подчиняться правилам поведения, установленным для них обществом, — ведь эти правила сочинили мужчины, и притом безо всякого участия женщин.
  • Я считаю, что даже весьма несовершенный и посредственный человек способен на любой возвышенный поступок; но ему всегда будет недоставать выдержки, умеренности и постоянства. Вот почему мудрецы утверждают, что судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование.
  • Если чудеса и существуют, то только потому, что мы недостаточно знаем природу, а вовсе не потому, что это ей свойственно.
  • Душа, не имеющая заранее установленной цели, обрекает себя на гибель, ибо, как говорится, кто везде — тот нигде.

Лента

Рекомендуем посмотреть