В 1924 году русский поэт и публицист Сергей Городецкий приступил к работе над романом-эпопеей о Западной Армении «Сады Семирамиды». По замыслу автора, он должен был войти в трилогию «Восточный эпос» («Сады Семирамиды», «Алый смерч», «Черный город»). Обстоятельства сложились так, что Городецкий начал со второй части трилогии — «Алый смерч» вышел в свет в 1928 году. К работе над романом «Сады Семирамиды» он возвращался всю жизнь, но закончил только его первую часть. Она была опубликована уже после смерти Городецкого, в журнале «Литературная Армения» (1971, № 3, 4). Через два года роман вышел в Польше, а в 1974 году вошел в книгу «С. Городецкий. Об Армении и армянской культуре» (Ереван).
Сергей Городецкий, 1900-е годы
«Роман „Сады Семирамиды“ вырастал из поэтического сборника „Ангел Армении“, путевых „ванских“ очерков и даже мемуарных очерков и статей. Поэтому трудно определить жанр „Садов Семирамиды“. В них есть некоторые черты исторической романистики (в книге изображены подлинные события и реальные лица), но более всего роман тяготеет к публицистической, документальной прозе. Отсюда очерковость, эскизность, отсутствие обычного романного сюжета и сквозного действия», — пишет Ю.С. Даронян в исследовании «Сергей Городецкий и Армения».
Напомним, что в 1916 году Сергей Городецкий отправился в качестве военного корреспондента газеты «Русское слово» на Кавказский фронт Первой мировой войны. В Ване, куда он был направлен, перед ним предстало «развалин жуткое зиянье», беженцы проходили мимо него вереницей. Русского поэта также связывала крепкая дружба с Ованесом Туманяном.
Ованес Туманян и Сергей Городецкий
«Жгучее бывает солнце в Ване в летние дни, но никакому солнцу никогда не расплавить вечной белизны Сипана. Таким же он был тысячелетия тому назад, когда смотрели на него урартийцы, предки армян, таким же он был, когда Семирамида строила свои сады, таким же он был, когда в этих цветущих долинах рос армянский народ…». Сергей Городецкий. «Сады Семирамиды»
В «Садах Семирамиды» отображен короткий, но один из самых трагических периодов истории Армении с весны 1915-го по осень 1916 года, события, развивающиеся в городе Ван в Западной Армении — геноцид западных армян, освобождение русскими Вана, отступление, новая бойня, массовый исход армян с родной земли…
В архиве Городецкого сохранился очерк работы Всероссийского Союза Городов в Ванском районе, в котором он пишет о месте, где происходит действие «Садов Семирамиды»:
«Немного найдется на земле мест, подобных Ванскому раю. Достаточно взглянуть с гор на эту обширную равнину, примыкающую к озеру-морю и защищенную горами, поставленными самой природой в положение крепостей, чтобы счесть это место избранным для организаций в себе замкнутых, из самих себя растущих и от своей обособленности страдающих. Таково было древнее Ванское царство… Кроме природы, нужно указать и на современную историю Вана: город был взят в первый раз целым — со всеми сельскохозяйственными своими богатствами, но богатства эти погибли при уходе. Во второй же раз вместо цветущего рая мы взяли склад развалин, кладбище непогребенных. На том месте, где было все, не стало ничего. Нужна была большая вера в силу земли, чтобы начать создавать из ничего хоть что-нибудь».
Титульный лист польского издания романа Сергея Городецкого «Сады Семирамиды»
Разоренный рай, истерзанная страна и ее несчастные, страдающие люди неотступно стояли перед глазами русского поэта, и потому всю жизнь работал он над романом, запечатлевшим боль и страдание армянского народа. Сергей Городецкий полюбил эту страну сразу и навсегда.
«Они двигались сплошной массой людей и животных, они шли, они ползли, как застывающая и не желающая застыть лава, и с каждым днем движение их становилось все медленней, после каждой новой ночевки все трудней было подниматься, чтоб идти дальше. Все мучительней был им каждый шаг, удалявший их от разоренной родины. Гонимые страхом, они сравнительно быстро прошли Бегрикальское ущелье, где можно было ожидать нападения, но после первой же ночевки на плоскогорье пошли тише, тысячами голов оборачиваясь назад, чтобы бросить последний прощальный взгляд на узкую долину, в глубине которой ненадолго просияла снежная вершина Сипана, старого сторожа Ванского озера. Тысячи загорелых на солнце и огрубелых на мотыгах рук поднялись в воздух, тысячи старушечьих и девичьих губ высунулись из-под киткалов, чтоб послать и прошептать последний привет Сипану за минуту до того, как он скроется из глаз». Сергей Городецкий. «Сады Семирамиды»
Источник – armmuseum.