И по сей день остаётся тайной местонахождение огромного количества художественых шедевров, созданных великими мастерами. И не исключено, что эти считающиеся пропавшими картины находятся в руках нескольких чрезвычайно богатых коллекционеров. Иногда они все же продают картины друг другу, но в полной тайне. Есть и оборотная сторона медали – похищенные и надёжно спрятанные злоумышленниками раритеты обнаружить практически невозможно. И всё же время от времени тайны пропавших шедевров раскрываются. И причём порой весьма неожиданным образом.
Тайна киношной мыши
Стюарт Литтл, говорящая мышь, придуманная Е. Б. Уайтом для детской книги, по которой позже был снят фильм, помогла решить загадку венгерского шедевра, пропавшего более 80 лет назад. Речь идет об авангардной работе Роберта Берени «Спящая женщина с черной вазой».
Роберт Берени. Спящая женщина с черной вазой, 1927г
Черно-белое фото с выставки 1928 года было самым последним публичным свидетельством ее существования. Картина просто исчезла в 1920-х годах, и создавалось такое впечатление, что никто не знал, что с ней случилось. Затем, на Рождество в 2009 году, исследователь Венгерской национальной галереи в Будапеште Герджели Барки решил посмотреть фильм 1999 года «Стюарт Литтл» со своей маленькой дочерью Лолой. К его удивлению, он увидел пропавшую картину на экране - она висела над каминной полкой в семейном доме Литтла.
Чтобы узнать, как ценное полотно оказалось среди декораций голливудского детского фильма, Барки написал множество писем людям, работающим в Columbia Pictures и Sony Pictures. Два года спустя бывший помощник дизайнера Sony Pictures отправила ему по электронной почте ответ. Она купила шедевр всего за 500 долларов в магазине антиквариата в Пасадене, Калифорния, чтобы украсить гостиную Литтла на съемочной площадке. После съемок дизайнер забрала картину домой и повесила ее на стене в комнате. После того, как женщина продала шедевр Берени частному коллекционеру, картина была возвращена в Венгрию, где она была продана на аукционе в Будапеште за 229 500 евро в 2014 году.
Герджели Барки и обретенный шедевр
Тайна алтаря, разгаданная пенсионеркой
Ключом к одной из величайших тайн великого мира стала Джин Престон, пожилая пенсионерка из Оксфорда, Англия, которая всегда ела замороженные обеды, покупала одежду из каталога и путешествовала только пешком или на автобусе. Она вела очень скромную жизнь, будто подражая скромным ценностям мастера эпохи Возрождения и доминиканского монаха Фра Анджелико.
Самая восхитительная работа Фра Анджелико, алтарь монастыря Сан-Марко во Флоренции, был заказан его покровителем Козимо де Медичи в 1438 году.
Фра Анджелико. Алтарь монастыря Сан Марко, 1438-40гг
Основная панель алтаря, изображающая Мадонну с ребенком, все еще находится в Сан-Марко. Но восемь небольших панелей с изображениями портретов святых были изначально потеряны во время наполеоновских войн. Шесть из них позже были объявились в галереях и частных коллекциях по всему миру. Но последние две панели пропали без вести на 200 лет, пока их не обнаружили за дверью гостевой спальни мисс Престон. Джин Престон впервые заметила эти шедевры в «коробке всякой мелочевки», когда она работала в музее в Калифорнии. Никто не интересовался ими, поэтому она попросила купить панели за 200 долларов своего отца-коллекционера. Когда тот умер, мисс Престон унаследовала их.
На протяжении большей части своей жизни мисс Престон не знала реальной ценности этих картин. В 2005 году она попросила искусствоведа Майкла Ливерсиджа посмотреть на них. Узнав, что у нее есть недостающие панели алтаря Сан-Марко, она просто повесила их обратно за дверью своей спальни. После ее смерти две картины были проданы на аукционе в 2007 году примерно за 3,9 миллиона долларов анонимному покупателю из Европы. В аукционе также участвовали представители правительства Италии, планировавшие вернуть полотна на родину. Тем не менее итальянские власти не смогли предложить более высокую цену за эти работы.
Тайна стены
«Разрывая семейные узы» (Breaking Home Ties, 1954) — одна из самых популярных и любимых американцами картин Нормана Рокуэлла.
Художник написал её, когда сам начал ощущать «синдром опустевшего гнезда» — его дети один за другим стали уходить в взрослую жизнь и именно это ощущение тоски от предстоящей разлуки он попытался передать в фигуре отца, который готовится посадить на поезд сына, отправляющегося в университет. Парень одет в свой лучший костюм, на его чемодане наклейка «Университет штата», из кармана торчит билет, рядом с отцом стоят флаг и фонарь — они из такого маленького городка, что здесь даже нет станции и отцу предстоит остановить поезд, чтобы посадить на него сына, а пока что они ждут, сидя на подножке их фермерского грузовичка.
Норман Роквелл, Разрывая семейные узы, 1954г
В 2006 году эта картина была продана на аукционе «Сотбис» за 15,4 миллиона долларов — на тот момент это была рекордная сумма за картину Рокуэлла. Не в последнюю очередь рекорд был установлен из-за необычной и довольно интересной истории, связанной с этой картиной.
В 1962 году, через восемь лет после создания, эту картину купил за 900 долларов у самого Рокуэлла его близкий друг и сосед — художник комиксов Дон Трахт. С тех пор картина оставалась у Трахта, до самой его смерти. Он отказывался продавать ее за любые деньги — когда в середине семидесятых Трахт отклонил предложение в 35 000 долларов, Рокуэлл написал ему записку: «Ты просто спятил, что не продаешь ее, но я ценю твою преданность». В 2004 году Трахт переехал в дом престарелых, и его дети решили передать драгоценную картину в музей. Но когда там начали сравнивать оригинал с обложкой журнала, в котором она была впервые напечатана, обратили внимание на несоответствия. Краски оказались более блеклыми, лицо мальчика было другим, отличались и другие детали. Эксперты пребывали в недоумении, поскольку история картины была безупречна — её продал сам Рокуэлл, на руках владельцев были все документы, сохранился даже оригинал чека. Картину отправили на экспертизу, чтобы установить проводились ли над ней дополнительные манипуляции и рентген не показал никакого второго слоя. В конце концов сотрудники музея сошлись на том, что скорее всего картина была испорчена плохим реставратором при одной из чисток.
В марте 2006 года младший сын Трахта обходил дом своего покойного отца, который выставили на продажу, и заметил странную щель в стене у книжной полки — как будто в этом месте панель, закрывавшая стену, немного отошла. Он потянул ее на себя, заглянул внутрь и увидел очертания картин. Оказалось, что стена легко отъезжала в сторону, а за ней висели восемь картин знаменитых американских художников: Мид Шеффер, Джорджа Хьюза, Джина Пелхама, а в центре — «Разрывая семейные узы» Нормана Рокуэлла. Вот только большинства из этих картин у Трахта не должно было быть. В 1973 году он развелся со своей женой, Элизабет, и восемь картин современных американских художников были поделены между ними — пять достались Элизабет, а три, включая «Разрывая семейные узы», перешли во владение Дона. Вернее, так думали. На самом деле Дон Трахт, сам талантливый художник, просто скопировал все картины, будучи не в силах расстаться с ними. Потом, подчиняясь решению суда, он передал копии бывшей жене, свои копии развесил по стенам у себя дома, а оригиналы спрятал в тайнике. После этого удивительного открытия оригинал отправили туда же, где находилась копия — в музей, где их некоторое время демонстрировали вместе, а потом посвятили удивительной находке целую выставку — «Тайны за стеной: Коллекция Дона Трахта» — где показали все картины, найденные в тайнике вместе с их копиями.
Тайна да Винчи
Этот шедевр так долго не могли найти, что некоторые люди сомневались в его существовании. Затем, в 2013 году, картина Леонардо да Винчи, изображающая Изабеллу д'Эсте, маркизу Мантуя, была обнаружена в частной коллекции в швейцарском банковском хранилище, и тайна 500-летней давности оказалась решена. Считается, что картина была приобретена семьей владельца в начале 1900-х годов. Да Винчи сделал карандашный эскиз Изабеллы д'Эсте в 1499 году в Мантуе (регион Ломбардия в Италии). Этот эскиз сегодня находится в Лувре.
Портрет Изабеллы д'Эсте
Маркиза написала да Винчи, попросив его, чтобы он сделал картину из эскиза. До недавнего времени искусствоведы полагали, что художник не нашел времени для завершения картины или просто потерял к ней интерес. Некоторые эксперты, такие как Мартин Кемп из Тринити-колледжа, Оксфорд, и вовсе сомневаются в подлинности картины, указывая на некоторые стилистические детали, которые не использовал художник. Но другие эксперты, такие как ведущий мировой ученый по творчеству да Винчи, Карло Педретти из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, не согласны с Кемпом.
«Нет никаких сомнений в том, что портрет - это работа Леонардо», - сказал он. Педретти полагает, что да Винчи нарисовал лицо, а его помощники да Винчи нарисовали пальмовый лист, который держала д'Эсте на картине. Углеродный анализ предполагает 95-процентную вероятность того, что картина была создана между 1460 и 1650 годами. Пигменты и грунтовка такие же, как и у всех работ да Винчи. Учитывая, что всего существует не более 20 подлинных картин да Винчи, эта работа может стоить десятки миллионов долларов.
Тайна автомастерской
В 1975 году два украденных шедевра были куплены за 25 долларов итальянским рабочим автомастерской на аукционе утерянных и невостребованных предметов итальянской национальной железной дороги. Это были картины «Девушка с двумя стульями» Пьера Боннара и «Натюрморт с фруктами на столе и маленькой собачкой» Поля Гогена.
Они были украдены у британской пары в 1970 году, и вместе оценивались в 50 миллионов долларов. Но рабочий понятия не имел, насколько ценны картины. Он просто повесил их на кухне, где они и провисели почти 40 лет. Когда его сын попытался продать шедевры в 2013 году, искусствоведы, которые оценивали картины, поняли, что те были украдены.
Полицию предупредили, что мужчина и его сын не являются подозреваемыми. Британская пара, которая первоначально владела картинами, уже умерла, не оставив наследников.
Продолжение следует…
По материалам kulturologia.