Никола Пуссен (1594-1665) — величайший французский художник, основоположник стиля классицизм. Среди мастеров живописи XIV века он считается одним из наиболее значительных, влияние творчества которого на дальнейшее развитие искусства невозможно переоценить.
Никола Пуссен. Автопортрет, 1649г. Берлинская картинная галерея
Родители дали Пуссену хорошее образование: есть сведения, что в детстве он учился в Руане у иезуитов, далее Никола прошел обучение у Квентина Варена. Этот, в общем-то, достаточно рядовой живописец приехал в провинцию для росписи церкви. Мастерство столичного художника произвело большое впечатление на юного провинциала Пуссена, и он стал брать у Варена уроки. В возрасте 18 лет Никола уехал в Париж, где некоторое время учился у Жоржа Лаллемана, живописца-историка, а также у мастера портретной живописи Фердинанда ван Элле.
Обучаясь в Париже, Никола быстро понял, что здесь ему, по сути, доступен только один источник вдохновения — Лувр. Весьма неплохо для начинающего живописца, однако этого ему было мало. В то время центром творческого мира по праву считался Рим, куда стремились попасть живописцы из разных стран.
Никола Пуссен. Луврский автопортрет, 1650г
Пуссен предпринял несколько попыток уехать туда, первая и вторая из которых не увенчались успехом. Отправившись в путь и добравшись до Флоренции, художник вынужденно вернулся во Францию, а чуть позже, когда он снова собрался в дорогу, его задержала работа в Лионе. Здесь была создана одна из известных картин Пуссена, долгое время считавшаяся утерянной — «Смерть Девы Марии». Ее можно назвать наиболее значимой работой Никола того времени, заказанной архиепископом Парижа для собора Нотр-Дам.
Третья поездка стала удачной: в 1624 году художник уехал в Рим и провел там долгие 20 лет. В то время Никола Пуссен создавал произведения на сюжеты из мифологии, изучал труды да Винчи и Дюрера, увлекался поэзией. На его творчество того периода оказали огромное влияние скульптуры, живопись и графика Тициана, Карраччи, Рафаэля и непревзойденного среди художников Ренессанса мастера изображения человеческого тела Микеланджело.
Благодаря связям, в Риме Пуссен приобрел полезное знакомство с кардиналом Барберини. Его заказ, картина «Разрушение Иерусалима», стал первой серьезной работой живописца в Италии. К сожалению, оригинал этой работы не сохранился: второй вариант в настоящий момент находится в венском Музее истории искусств.
Никола Пуссен. Разрушения Титом храма в Иерусалиме, ок. 1638/1639. Музей истории искусств, Вена
Среди других известных полотен этих лет можно назвать «Смерть Германика», которое является знаковым для классицизма как направления. Четкость композиции, рациональность сюжетов и мягкий колорит — основные черты работ, написанных Пуссеном в Риме. Они же наиболее ясно характеризуют его творчество в целом и те мысли, и идеи, которые художник хотел донести до зрителя.
Никола Пуссен. Смерть Германика, 1628г
Следующий период в биографии Никола Пуссена был гораздо короче: после Рима он вернулся во Францию и пробыл там всего лишь два года. Однако это время было проведено с пользой. В Париж он приехал по просьбе Сюбле де Нойе, тогдашнего суперинтенданта строений короля, и стал первым живописцем двора. Произведение Никола Пуссена для часовни во дворце Сен-Жермен было заказано по личной просьбе короля Людовика XIII, он же впоследствии приобрел для личной коллекции картину «Манна Небесная».
В Париже мастер стал необычайно успешен. У него было много заказов, однако здесь он приобрел и немало врагов. При дворе хватало недовольных Пуссеном и его творчеством художников, которые отчаянно интриговали против него не без поддержки королевы Анны Австрийской. Такое положение не устраивало Никола: в 1642 году он покинул Францию с обещанием вернуться, однако смерть кардинала Ришелье, а затем и короля избавила его от всех обязательств.
Пуссен уехал в Рим, где ему было гораздо комфортнее, поскольку там он находился под покровительством влиятельных людей: кардинала Барбарини и мецената даль-Поццо. Здесь Никола спокойно работает в привычной обстановке, вдохновляясь любимыми видами и шедеврами гениев прошлого. Он больше не берется за грандиозные заказы и пишет полотна среднего размера.
Никола Пуссен. Пейзаж с Диогеном, 1648г
Среди известных произведений Никола Пуссена этого периода преобладают пейзажи и работы, посвященные библейским историям и мифам античности. В это время написаны «Пейзаж с Диогеном», «Экстаз святого Павла», серии «Семь таинств» и «Времена года».
Никола Пуссен. Осень. Картина из цикла «Четыре времени года», около 1660—1664гг
Это время было наиболее плодотворным в жизни художника, а его мастерство достигло своей наивысшей точки. Герои его идеальны и с художественной точки зрения, и в отношении их человеческих качеств — самоотверженности, патриотизма, жертвенности.
Никола Пуссен. Вознесение святого апостола Павла, 1650г
Для картин Никола Пуссена с говорящими названиями, исчерпывающе описывающими сюжет, характерны гармоничность и идеальная точность рисунка. Великолепная композиция, четкость разделения планов с помощью цвета и форм способствовали созданию на полотне образа идеального мира, в котором все подчинено логике и разуму.
В 1664 году художника постигло большое горе — умерла его жена. Та же дата стоит на последней, оставшейся незавершенной работе «Аполлон и Дафна», впоследствии приобретенной Лувром.
Никола Пуссен. Аполлон и Дафна
После того, как полупарализованный художник остался один, он стал готовиться к смерти: составил последний вариант завещания, а в письме своему другу Ролану де Шамбре от 1 марта 1665 года изложил свои взгляды на искусство в систематизированном виде:
«Это подражание всему, что находится под солнцем, выполненное при посредстве линий и красок на некоторой поверхности; его цель — наслаждение.
Принципы, которые каждый разумный человек может принять:
Нет ничего видимого без света.
Нет ничего видимого без прозрачной среды.
Нет ничего видимого без очертаний.
Нет ничего видимого без цвета.
Нет ничего видимого без расстояния.
Нет ничего видимого без органа зрения.
То, что за этим следует, не может быть заучено. Это — присуще самому художнику.
Но прежде всего — о содержании. Оно должно быть благородным, ни одно из его качеств не может быть получено от мастера. Чтобы дать художнику возможность проявить свой ум и мастерство, нужно выбрать сюжет, способный воплощаться в более прекрасной форме. Нужно начинать с композиции, потом переходить к украшению, отделке, красоте грации, живописи, костюму, правдоподобию, проявляя во всём строгое суждение. Эти последние части — от художника и им нельзя научиться. Это — золотая ветвь Вергилия, которую никто не может ни найти, ни сорвать, если его не приведёт к ней судьба».
Умер гениальный живописец спустя год после смерти жены, в сентябре 1665 года.
В публикации использованы материалы artchive.