Если бы у вас возникла необходимость составить впечатление о «розовом периоде» творчества Пабло Пикассо всего по одной картине, для этой цели как нельзя лучше подошла бы «Семья комедиантов». Это огромное полотно (одно из самых больших за всю жизнь художника) объединяет в себе сразу несколько отличительных особенностей: приглушенные цвета, делающие картину похожей на фреску, композиционное решение и, наконец, выбор героев.
Пабло Пикассо. Семья комедиантов, 1905г
В 1904 году Пикассо окончательно поселяется в Париже и знакомится со своей первой музой – Фернандой Оливье. Благодаря ей он становится завсегдатаем цирка Медрано, который находился неподалеку от студии художника на Монмартре. В частности, именно поэтому героями полотен «розового периода» чаще всего являются цирковые артисты.
Пабло Пикассо. Акробат и юный Арлекин, 1905г
Они становятся для художника некой новой формой изгоев, которые пришли на смену несчастным, обездоленным и больным людям, населявшим его картины в предыдущие несколько лет.
Пабло Пикассо. Семья акробатов с обезьяной, 1905г
Однако к этой теме Пикассо неоднократно обращался и в более ранних своих работах. Многие исследователи сходятся во мнении о том, что каждого своего Арлекина художник писал с себя. В некоторой степени он отождествляет себя со всеми героями картины, тонко ощущая и передавая их двойственность. С одной стороны странствующие циркачи являлись для него олицетворением внутренней свободы и независимости, а с другой – едва ли сложно понять, что постоянные переезды и выступления на потеху публики были для этих людей единственным способом выжить.
Пабло Пикассо. Семья комедиантов. Фрагмент
Что же касается остальных героев полотна, то маленькую девочку, которую Арлекин держит за руку, искусствоведы считают данью памяти сестре художника Кончите, скончавшейся от дифтерии в 1895 году. Считается, что толстый шут изображает Гийома Аполлинера, а прототипами для старшего мальчика акробата по разным версиям стали поэты Макс Жакоб и Андре Сальмон. Сидящая на земле женщина, которая отделена от группы и композиционно, и эмоционально, - это, скорее всего, возлюбленная Пикассо Фернанда Оливье.
Пабло Пикассо. Семья комедиантов. Фрагмент
Сохранилось несколько предварительных набросков «Семьи комедиантов», на которых видно, что изначальным фоном для циркачей служил ипподром, но в конце концов художник заменил его пустынным пейзажем, похожим на виды его родной Андалусии.
Пабло Пикассо Комедианты (набросок), 1903г
Теплые, прозрачные цвета создают ощущение вибрации воздуха, окружающего героев полотна. А лишенный какой бы то ни было жизни фон подчеркивает обособленность этой маленькой группы, обреченной на постоянное бегство и невозможность найти свое место в мире.
Пабло Пикассо Семья комедиантов (набросок), 1905
Работа была приобретена в 1905 году ассоциацией коллекционеров «La Peau de l'Ours» (Медвежья шкура) за относительно высокую в то время цену — 1000 франков. Пикассо считался многообещающим модернистом, но был еще далёк от славы. 2 марта 1914 года картина была продана с аукциона «Отель Друо» в рамках продажи 145 работ. Это был первый аукцион, посвященный модернизму. Сам Пикассо уже вступил в «кубистический период», что сделало его картину главной работой раннего периода. «Семья комедиантов» была продана Генриху Таннхаузеру за очень высокую цену в 11 500 франков. Это означало победу новой живописи во Франции.
В 1915 году Герта Кёниг приобрела картину в галерее Таннхаузер в Мюнхене и владела ею до 1931 года. Затем полотно купил американский предприниматель Честер Дейл, торговец произведениями искусства в Ольденбурге. Он был благотворителем и пожертвовал всю свою коллекцию Национальной галерее искусства в Вашингтоне.
По материалам artchive.