История одного шедевра: в повести «Старик и море» Хемингуэй смог передать такой опыт, который никто никогда не передавал - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: в повести «Старик и море» Хемингуэй смог передать такой опыт, который никто никогда не передавал

2022-09-02 20:39 , История Одного Шедевра, 353

История одного шедевра: в повести «Старик и море» Хемингуэй смог передать такой опыт, который никто никогда не передавал

70 лет назад, 1 сентября 1952 года, в журнале Life была впервые опубликована повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Ee успех был грандиозным: за два дня продали 5 318 655 экземпляров номера! А уже 8 сентября издательство Charles Scribners Sons 50-тысячным тиражом издало книгу в твердом переплете.

Обложка первого издания повести

С тех пор не утихают споры по поводу толкования ее главного смысла: в повести равное внимание уделено мотивам страдания и одиночества человека и победе героического начала в нем. История о борьбе рыбака Сантьяго с гигантской рыбой в 1953 году принесла Хемингуэю Пулитцеровскую премию, а ещё через год – Нобелевскую. Полюбили эту книгу и читатели, которые для себя сразу решили, что старик проводит в море все дни вовсе не в поисках добычи, а в поисках счастья…

История создания

Повесть «Старик и море» стала последней крупной работой Эрнеста Хемингуэя, опубликованной при его жизни. Простая история о пожилом человеке, который ловит гигантскую рыбу в водах Кубы, только для того, чтобы ее съели акулы. Побежденный, он возвращается домой со скелетом рыбы, прикрепленным к лодке.

Хемингуэй не писал значительных литературных произведений более десяти лет. Его последняя успешная книга «По ком звонит колокол» вышла в 1940 году. А на его роман 1950 года «Через реку и в деревья» обрушился шквал литературной критики: даже поговаривали, что Хемингуэй как писатель «исчерпал себя».

Писателю такие отзывы были не по душе. И он начал писать «Старик и море», с единственной целью - доказать, что он не только находится в писательской игре, но ему еще только предстоит создать свою лучшую работу.

В октябре 1951 г. в письме к издателю Уоллесу Мейеру он писал: «Это проза, над которой я работал всю свою жизнь, которая должна быть лёгкой, простой и лаконичной и в то же время передавать все изменения видимого мира и сферы человеческого духа. Это самая лучшая проза, на которую я сейчас способен», добавив, что надеется, что «избежит шквала критики, через которую прошел как писатель».

Сама же история, которую он задумал воплотить на бумаге, зарождалась в его голове в течение многих лет. Еще в 1936 году Хемингуэй написал эссе для журнала «Esquire», в котором написал про «старика, который ловил рыбу в одиночестве на лодке из Кабаньяса и подцепил большого марлина, который потянул его на восток, и гонял по морю два дня, после чего стал жертвой акул. Когда мужчину наконец подобрали, «то, что осталось от рыбы, меньше половины, весило восемьсот фунтов». В 1938-ом Хемингуэй начал писать «Старик и море», но затем отвлекся на другую тему, написав «По ком звонит колокол». Таким образом, писатель вернулся к своему замыслу 16 лет спустя.

Хотя Хемингуэй и говорил, что главный герой повести вобрал в себя черты разных людей, с которыми писатель общался в рыболовецком поселке Кохимарэ, расположенном недалеко от Гаваны, литературоведы полагают, что прототипом Сантьяго стал друг писателя – кубинский рыбак Грегори Фуэнтос, который дожил до 104 лет. Фуэнтес был голубоглазым уроженцем Лансароте — одного из Канарских островов. Начав выходить в море в десятилетнем возрасте на кораблях, направлявшихся в африканские порты, он в 22 года окончательно перебрался на Кубу. Прожив там 82 года, Фуэнтес только в 2001 г. попытался вернуть себе испанское гражданство.

Грегорио Фуэнтес, фото 1998 года

Уже после публикации и успеха повести Хемингуэй в одном интервью приоткрыл свой творческий замысел. Он сказал, что книга «Старик и море» могла иметь и более тысячи страниц, в этой книге мог найти своё место каждый житель деревни, все способы, какими они зарабатывают себе на жизнь, как они рождаются, учатся, растят детей.

«Это всё отлично сделано другими писателями. В литературе вы ограничены тем, что удовлетворительно сделано раньше. Поэтому я должен постараться узнать что-то ещё. Во-первых, я постарался опустить всё не необходимое с тем, чтобы передать свой опыт читателям так, чтобы после чтения это стало частью их опыта и представлялось действительно случившимся. Этого очень трудно добиться, и я очень много работал над этим. Во всяком случае, говоря кратко, на этот раз мне небывало повезло, и я смог передать опыт полностью, и при этом такой опыт, который никто никогда не передавал».

Повесть «Старик и море» вернула Хемингуэю литературную репутацию и привела к пересмотру всего его творчества. Она с самого начала стала очень популярной и вернула многим читателям уверенность в способностях Хемингуэя как писателя. Издательство Scribner’s на первом варианте суперобложки назвало повесть «новой классикой», а многие критики благосклонно сравнивали её с «Медведем» Уильяма Фолкнера и «Моби Диком» Германа Мелвилла.

Мы собрали самые яркие цитаты из повести «Старик и море»

— Счастье приходит к человеку во всяком виде, разве его узнаешь? Я бы, положим, взял немножко счастья в каком угодно виде и заплатил за него все, что спросят.

— Отчего старики так рано просыпаются? Неужели для того, чтобы продлить себе хотя бы этот день?

— Пусть она думает обо мне лучше, чем я на самом деле, и я тогда буду и в самом деле лучше.

— Нечего раздумывать над тем, что грешно, а что не грешно. Сейчас уже об этом поздно думать, да к тому же пусть грехами занимаются те, кому за это платят. Пусть они раздумывают о том, что такое грех.

— Человек - это не бог весть что рядом с замечательными зверями и птицами.

— Откуда женщине знать, что за словами, которые говорятся ей, ничего нет, что говоришь просто в силу привычки и ради собственного спокойствия.

— Конечно, хорошо, когда человеку везёт. Но я предпочитаю быть точным в моем деле. А когда счастье придёт, я буду к нему готов.

— Сначала просишь в долг, потом просишь милостыню.

— Представь себе: человек что ни день пытается убить луну! А луна от него убегает. Ну, а если человеку пришлось бы каждый день охотиться за солнцем? Нет, что ни говори, нам ещё повезло.

— Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.

Лента

Рекомендуем посмотреть