Вместилище знаний: история книги – от древности и до наших дней - RadioVan.fm

Онлайн

Вместилище знаний: история книги – от древности и до наших дней

2022-09-01 21:06 , Минутка истории, 1895

Вместилище знаний: история книги – от древности и до наших дней

1 сентября — праздник начала нового учебного года. Это праздник не только педагогов и учащихся, он также призван подчеркнуть важность образования. Поэтому в День знаний наша статья посвящена символу знаний – книге, ее истории, о том, как она развивалась, и какими книгами пользовались наши далекие предки.

О происхождении книг частично говорит само их название, латинское слово «liber» – книга, означает «лыко», то есть снятую с дерева кору, а английское «book» идет от названия дерева – бука, так как не севере Европы для письма использовались деревянные дощечки из древесной коры.

Но самые древние книги появились в первых развитых цивилизациях: Вавилоне, Шумере, древнем Египте, Ассирии. Оно и не удивительно, ведь книги необходимы для функционирования государственного аппарата, нужно вести государственные записи, родословные царей, архив царских указов, решений судов, бухгалтерские документы и многое другое. Все эти сугубо деловые документы и формировали первые книги. Но наряду с этими скучными деловыми записями творческое начало человека жаждало что-то еще, и вот в древнем Шумере появляется первая художественная книга в истории – «Эпос о Гильгамеше», рассказывающая нам о приключениях сказочного героя Гильгамеша.

Что же касается самих первых книг, то в Месопотамии они писались на глиняных табличках, а в древнем Египте, как на табличках, так и на папирусных свитках.

Месопотамская клинопись

Впрочем, на папирусах писать было гораздо удобнее и быстрее, нежели выводить письмена на глиняных табличках и вскоре именно египетские папирусы стали ведущим материалом для создания древних книг. Книги из папируса того времени представляли собой большие папирусные свитки.

Папирусный свиток

Но папирус производился не только в Египте, но и многих других местах, а одним из крупнейших поставщиков папируса был финикийский город Библ, чье название стало ассоциироваться с книгами, и именно отсюда идут такие слова как «Библия» и «библиотека».

К слову о библиотеках, многие просвещенные правители прошлого создавали великие библиотеки, где пытались собрать большинство книг того времени, одна из первых подобных библиотек – библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, найденная археологами, стала ценным источником исторических знаний о древнем мире. Так как в ней по приказу царя были собраны все ценные книги древнего Востока.

Но самой грандиозной была великая Александрийская библиотека, созданная по приказу египетского царя Птолемея. В момент своего расцвета она хранила более 800 тис. папирусных книг, практически в ней были собраны все письменные произведения античности и древнего востока: труды греческих философов и ученых, исторические хроники, египетские и вавилонские мифы, художественные романы и многое другое.

Художественное изображение Александрийской библиотеки в представлении художника XIX века Отто фон Корвена

К сожалению, Александрийская библиотека была сожжена религиозными фанатиками, первый пожар устроили христиане, считающие библиотеку сосредоточием «богопротивных языческих свитков».

Затем их дело довершили арабы-мусульмане, завоевавшие Египет в V веке, они успешно дожгли, то, что осталось после первого пожара. «Если в этих книгах написано не то, что в Коране, они вредны, а если то же самое – они бесполезны», – так по легенде заявил халиф Омар, отдавая приказ об окончательном уничтожении некогда великой библиотеки.

Но вернемся к папирусным свиткам, из древнего Египта они получили широкое распространение в античном мире. Ими активно пользовались древние греки, а позднее и римляне.

Именно в римскую эпоху огромную популярность приобретают художественные книги – романы. Ведь даже само слово «роман» переводится как «римский». Просвещенные римляне действительно любили читать, чтение у них считалось достойными и даже модным занятием, читали везде, в садах и парках, банях и даже на пирах. А так как длинные свитки при чтении разворачивать было не совсем удобно, находчивые римляне придумали их нарезать на отдельные листки и сшивать в аккуратные книжечки в кожаном переплете. Такие книги, названные «кодексами», обычно со стихами известных поэтов, знатные римские аристократы – патриции часто дарили друг другу. Именно римские книги-кодексы стали прообразом таких привычных для нас бумажных книг.

Коптский текст на деревянных табличках. Римский период

С падением Римской империи настали так званные «темные века», которые весьма плохо повлияли на книжное дело. Во-первых, на главную историческую сцену вместо просвещенных римлян и греков вышли безграмотные варвары, умеющие хорошо махать мечом и стрелять из лука, но совершенно не понимающих ценность произведений Цицерона, Витрувия или Аристотеля. А во-вторых, с падением Римской империи прекратились поставки папируса в Европу, этого главного книжного материала. Как результат на Европу раннего средневековья опустилась безграмотность…

Единственными островками грамотности, науки, культуры, и, конечно же, книжного дела оставались христианские монастыри. Распространение христианства дало новый толчок книжному развитию, ведь в каждой церкви должно было быть Священное Писание – Библия, а также сборники молитв, которые монахи переписывали в массовом порядке. Так как при Богослужении книгой-свитком пользоваться было неудобно от слова совсем, то книги в переплете (книги-кодексы) с подачи христианских монахов окончательно вытеснили книги-свитки.

Аматинский кодекс в деревянном переплете, VIII век

Что же касается отсутствия папируса в средневековой Европе, то ему нашли замену в виде другого материала – пергамента. Само его название происходит от города Пергам, где еще в ІІ веке до н. е. придумали делать записи на специально обработанной коже животных. Именно пергамент начали массово применять для создания книг в средневековье, он был более прочным, нежели папирус, на нем можно было писать с двух сторон, а в случае необходимости можно было стереть одну запись и поверх написать другую. Но был у пергамента и один существенный недостаток – он был очень дорогим.

Рукопись на пергаменте эпохи Меровингов, VII век

Дороговизна пергамента была обусловлена трудоемкостью его производства: делать пергамент приходилось не меньше двух недель, на протяжении которых коровью, овечью или козью шкуру вымачивали в известняковом растворе, выбеливали мелом и шлифовали. Хороший пергамент был таким же гладким и белым как современная бумага, только более тяжелым. Чтобы книга из пергаментных листов не разлеталась, ее сшивали и заключали в специальный переплет из деревянных дощечек. В целом на одну книгу уходило 6-7 коровьих шкур.

Пергаментер в Нюрнберге, около 1425 года

Поэтому книги в средние века также были очень дорогими и даже состоятельные люди того времени не всегда могли себе позволить их приобретение.

Интересный факт: в средневековых церквях храмовая Библия всегда была прикована к алтарю стальными цепями, дабы ее не стащили воришки, так как именно Библия была самым дорогим в церкви, порой она была дороже самого церковного здания.

Монахи занимались переписыванием книг в специальных скрипториях, быть средневековым переписчиком, было не такой уж и простой задачей: писать приходилось в темное время при свечах, с помощью не совсем удобного гусиного пера, да еще и делать это каллиграфическим почерком.

«Этот труд тяжел. Он портит зрение, сгибает спину и заставляет болеть все тело. Как моряк, наконец возвращающийся в порт, писарь с нетерпением ждет момента, когда дойдет до последней строчки», – так жаловался некий средневековый монах о своей работе. К тому же средневековые книги из пергамента были очень тяжелыми и весили порой до 10 кг.

Революцию в книжном деле принесло появление бумаги. Вернее, бумагу изобрели еще в древнем Китае, и китайцы долгое время пользовались этим своим изобретением, причем из бумаги они делали не только книги, но первыми ввели в обращение бумажные деньги.

Однако европейцы впервые увидели бумагу лишь во время своих крестовых походов, у арабов, к которым она попала от китайских купцов. Крестоносцы были поражены расточительностью арабов по отношению к бумаге, ведь те на ней не только писали, но и заворачивали в нее товары.

Но вскоре европейцы поняли, что бумага не такая уж и дорогая и вскоре начали ее производство в Европе. Первые бумажные книги были в разы дешевле пергаментных, книги перестали стоить целые состояния и стали доступными дли широких слоев населения.

«Георгики» Вергилия в бумажном иллюминированном кодексе 1403 года

Затем в XV веке в книжном деле состоялась еще одна грандиозная революция, талантливый немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг смастерил печатный станок, на котором была напечатана первая книга, разумеется, это была Библия. Так появилось книгопечатание.

Библия Гутенберга, 1450-ые

Интересный факт: на самом деле книгопечатание появилось еще задолго до Гутенберга, опять изобретательные китайцы тут были первыми, еще в Х веке они научились печатать книги, но есть одно но. Способ книгопечатания, изобретенный Гутенбергом, радикально отличался от китайского невероятным ускорением процесса печати. С неподвижных досок Китая можно было до бесконечности печатать один и тот же труд Лао-цзы или Конфуция. Для того же, чтобы отпечатать сборник стихов Ли-Бо или Цзюй-и, надо было вырезывать новые доски.

А Гутенберг с одним и тем же запасом подвижных букв, которые имелись в его печатном станке, мог печатать Библию, латинскую грамматику и календарь. Меньшая затрата труда и в разы большая продуктивность.

Печатный станок Гутенберга

Книгопечатание утверждалось в Европе с большим трудом, против него то и дело восставали переписчики книг, боясь, что его распространение лишит их работы. Но все-таки прогресс было не остановить. В эпоху кризиса католической церкви, с началом реформации, печатные памфлеты против папы Римского разлетались как горячие пирожки. Огромной популярностью стали пользоваться и предсказания астрологов. А с ростом всеобщей грамотности, появлением школ и университетов появился и огромный спрос на книги, которые благодаря бумаге и книгопечатанию стали гораздо более дешевыми и доступными. Книжное дело, будто бы пережив спячку в средневековье, когда в ходу были одни лишь религиозные, церковные книги, возродилось с новой силой. Вновь пишутся и печатаются светские книги: и утопические романы и научные трактаты по медицине и астрономии и даже кулинарные книги.

Первые печатные книги, стародруки, выглядели во многом схоже со средневековыми пергаментными книгами, они были такими же массивными, тяжелыми, с вычурными готическими шрифтами. Изменение в этом деле начал итальянский издатель Альдо Мануций, он первым заменил готический шрифт удобными для чтения буквами.

Экземпляр «Буколик» Вергилия в издании Альда Мануция 1501 года

Примерно в это же время появляется первая книжная цензура, так католическая церковь активно борется с еретическими на ее взгляд трудами реформаторов: Лютера, Кальвина, Цвингли. Под запрет попадают и научные труды Николая Коперника, Галилео Галилея и многие другие книги более поздних авторов, например, энциклопедия французских просветителей Даламбера и Дидро, которую, первое время выдавали подпольно.

Вскоре свободолюбивая Голландия становится одним из самых больших центров европейского книгопечатания, если в наши дни в Голландии можно легально покурить травку, то в XVII там можно было легально напечатать любую, даже самую еретическую книгу и не угодить при этом на костер.

Первые книжные издательства на заре своей истории выглядели практически так же, как и в наши дни. В них работали граверы иллюстраций, печатники, переплетчики, благодаря труду этих людей новая книга появлялась на свет. Сейчас некоторые книги, напечатанные знаменитыми книжными издательствами, (к примеру, первое издание «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса), стоят сотни тысяч долларов, некоторые редкие книги могут оцениваться в миллионы долларов, а некоторые (как например Библия Гутенберга, первая напечатанная Библия) и вовсе бесценны.

Так прошло еще несколько веков, и вот в XІX веке рождается массовая литература, которая стоит на трех китах: детективах, дамских романах и фантастике. Книги теперь покупаются и читаются не только лишь для самообразования, но и для развлечения, досуга, появляются первые книжные бестселлеры, например, в Англии в конце XІX такими стали «приключение Шерлока Холмса» Артура Конана Дойля.

В публикации использованы материалы издания travel-in-time.

Лента

Рекомендуем посмотреть