Война – это бесконечное однообразие бед, прерываемое потрясающими драмами: Анри Барбюс и его антивоенный роман «Огонь» - RadioVan.fm

Онлайн

Война – это бесконечное однообразие бед, прерываемое потрясающими драмами: Анри Барбюс и его антивоенный роман «Огонь»

2022-08-30 20:57 , История Одного Шедевра, 1694

Война – это бесконечное однообразие бед, прерываемое потрясающими драмами: Анри Барбюс и его антивоенный роман «Огонь»

«Война - это не атака, похожая на парад, не сражение с развевающимися знаменами, даже не рукопашная схватка, в которой неистовствуют и кричат; война - это чудовищная, сверхъестественная усталость, вода по пояс, и грязь, и вши, и мерзость. Это заплесневелые лица, изодранные в клочья тела и трупы, всплывающие над прожорливой землей и даже не похожие больше на трупы. Да, война - это бесконечное однообразие бед, прерываемое потрясающими драмами, а не штык, сверкающий, как серебро, не петушиная песня рожка на солнце!». Анри Барбюс, «Огонь»

Французский писатель Анри Барбюс родился, жил и творил на рубеже XIX-XX веков, в эпоху, отмеченную индустриализацией, крупными войнами и новым переделом мира. Великие события отразились на творчестве литератора: всемирную известность ему принес пацифистский роман «Огонь», в котором автор горячо выступает против ужасов войны.

Анри Барбюс родился 17 мая 1873 года в маленьком французском городке Аньер-Сюр-Сен. Отец будущего литератора л журналистом, писал театральные рецензии для газеты «Le Siècle» («Век»), имел и литературные произведения, написал несколько пьес. Мать – англичанка Анни Бенсон, скончалась при родах, когда мальчику было 3 года.

Вдовец отправляет новорожденную малышку Анни в Англию к родным жены, а сам со старшими детьми – Лили и Анри - переезжает в Париж. Здесь мальчик поступил в колледж Роллена, где проучился с 1883 по 1890 годы. Тогда же юный Барбюс совершает пробу пера: творчество увлекает его, и после колледжа он поступает на литературный факультет Сорбонны, начинает первые опыты в поэзии, участвует в поэтических конкурсах.

В Сорбонне Анри получил блестящее образование, в 1894 году защитил диссертацию по философии. А уже в следующем году выходит сборник стихов молодого поэта «Плакальщицы» («Pleureuses»), который имел успех в литературных кругах, стихотворения читали в салонах, публиковали в журналах. Барбюсом заинтересовались издатели.

Успех поэтического дебюта вдохновил писателя на прозу. Яркими образцами раннего творчества стали романы «Молящие» (1903) и «Ад» (1908). Последнее произведение получило и хорошие отзывы критиков, и большой читательский спрос. Автор ведет рассказ от лица молодого парижанина, который наблюдает за окружающей жизнью сквозь щель замочной скважины. В ее фигурном проеме мелькают вереницы судеб других людей, радости и страдания, любовь и одиночество.

«Я всегда придавал значение проявлениям чувства. Только через сердце каждый себя утверждает и развивается. Тут только утверждается истинная индивидуальность каждого», - говорил Бабрбюс о своем произведении.

В 1914 году Анри Барбюс выпускает сборник новелл «Мы», в котором знакомит читателя с историями простых людей, но делает это опять же сквозь призму чувств и эмоций главных героев. Рассказами Барбюса зачитывается литературный Париж, а сам автор уже знаменит настолько, что освобожден от военной службы к началу Первой мировой войны. Однако все равно ушел на фронт добровольцем в 1914 году, хотя ему шел уже пятый десяток. Писателя зачислили рядовым 231-го французского стрелкового полка.

Однако и тут, на передовой, он не расстается с карандашом и бумагой, записывая рождающиеся в голове сюжеты, истории простых солдат, которые погибали на его глазах. И Барбюс все больше понимал, что жертвы эти отнюдь не во имя мира, а ради интересов капитализма. Война в корне изменила мировоззрение француза, все больше в его речах и письмах прослеживаются революционные идеи и принципы.

Все это не могло не отразиться на творчестве литератора. Роман «Огонь» был написан буквально под грохот канонады в рекордно короткие сроки. Первые главы, напечатанные в издании «Эвр», Барбюс читал, лежа с ранением в госпитале. Вскоре по состоянию здоровья был уволен в запас, заслужив высокую награду – Военный крест – за то, что помогал выносить раненых бойцов с поля сражения.

В то время, когда война занимала умы всех слоев общества, роман «Огонь» был принят как самое актуальное чтиво. Писатель не пытается приукрасить военную действительность, наоборот, его описания настолько реалистичны, что приносят автору репутацию «Золя траншей». Кто-то даже инициировал волну критики за чрезмерно вольный стиль и то, что книга наполнена солдатским жаргоном.

«Огонь» принес писателю мировое признание и престижную Гонкуровскую премию. Книгу перевели на несколько языков, в том числе и на русский, перевод запретили только в Германии и странах Австро-Венгрии.

После этого был написан еще один роман о войне «Ясность», но такого успеха, как «Огонь», он не имел.

Вскоре писатель заинтересовался коммунистическими идеями и занялся общественной деятельностью, став учредителем международного антивоенного объединения деятелей культуры «Кларте» (Clarté, 1919). В 1919—1924 годах совместно с Роменом Ролланом редактировал журнал «Кларте». Также Барбюс – участник конгресса писателей в защиту культуры, прошедшего в Париже в 1935 году, и нескольких антивоенных конгрессов.

В 1924 году библиографию Анри Барбюса пополняет роман «Звенья», большое произведение, в котором автор словно уводит читателя в экскурс по всем историческим периодам человечества, которое всегда было скованно разными «звеньями»: религии, свободы, морали и, наконец, с приходом XIX века – буржуазного строя. В 1928 году писатель издает сразу два сборника – «Происшествия» и «Правдивые истории». За эти труды вновь получает престижную Гонкуровскую премию.

К концу жизни писатель вновь обращается к лирическому жанру новелл. В 1935 году опубликовано одно из последних его произведений – трогательный рассказ «Нежность». По сюжету молодой человек 20 лет назад оставил возлюбленную по воле родителей. Девушка не пережила расставания, оставив после себя письма, которые он получит спустя много лет. Бессмертная пьеса до сих пор с успехом идет на многих театральных сценах мира.

Анри Барбюс умер 30 августа 1935 года в Москве от пневмонии. В столицу СССР он приехал, уже будучи сильно больным, для участия в одной из конференции и работы над новыми изданиями (по одной версии, работал над биографией Ленина, по другой – писал второе жизнеописание Сталина). Писателя похоронили на кладбище «Пер-Лашез» в Париже. Проводить литератора в последний пусть пришла вся французская столица.

Цитаты из романа «Огонь» Анри Барбюса

— Прекратить войны! Да разве это мыслимо? Прекратить войны! Язва мира неисцелима!

— Люди созданы, чтобы быть мужьями, отцами, людьми, а не зверьми, которые друг друга ненавидят, травят, режут!

— На войне и жизнь и смерть разлучают людей, прежде чем успеваешь об этом подумать.

— Материал войны — это мы. Война состоит только из плоти и душ простых солдат.

— Солдата никогда не предупреждают, что собираются с ним сделать; ему завязывают глаза и повязку снимают лишь в последнюю минуту.

— Ведь если каждый народ ежедневно приносит в жертву идолу войны свежее мясо полутора тысяч юношей, то только ради удовольствия нескольких вожаков, которых можно по пальцам пересчитать. Целые народы, выстроившись вооруженным стадом, идут на бойню только для того, чтобы люди с золотыми галунами, люди особой касты, могли занести свои громкие имена в историю, и чтобы другие позолоченные люди из этой же сволочной шайки обделали побольше выгодных делишек, словом, чтоб на этом заработали вояки и лавочники.

— Существует различие между людьми, более глубокое, более резкое, чем различие между нациями, — явная, глубокая, поистине непроходимая пропасть между людьми одного и того же народа, между теми, кто трудится и страдает, и теми, кто на них наживается; между теми, кого заставили пожертвовать всем, до конца отдать свою силу, свою мученическую жизнь, и теми, кто их топчет, шагает по их трупам, улыбается и преуспевает.

— Это не солдаты; это люди. Не искатели приключений, не воины, созданные для резни, не мясники, не скот. Это земледельцы, оторванные от своего дела. Они готовы. Они ждут сигнала убийства и смерти; но, вглядываясь в их лица между вертикальными полосками штыков, видишь, что это попросту люди. Каждый из них знает, что прежде чем встретить солдат, одетых по-другому, которых он должен будет убивать, ему придется подставить грудь, живот, все свое беззащитное тело под дула наведенных на него винтовок, под снаряды, гранаты и, главное, под планомерно действующий, стреляющий почти без промаха пулемет, под все орудия, которые теперь затаились и грозно молчат.

— Позор военной славе, позор армиям, позор солдатскому ремеслу: оно превращает людей то в тупые жертвы, то в подлых палачей! Да, позор!

Лента

Рекомендуем посмотреть