«Я знаю, что сразу же умру, если перестану работать». Ирвинг Стоун
Американский писатель Ирвинг Стоун задал определенную планку в жанре биографического романа. Как написать о великом литераторе, политике или художнике так, чтобы сюжет четко соответствовал реальным фактам и событиям из жизни этого человека, а у читателя не было ощущения того, что перед ним все-таки биография? Задача сложная, мало кому из авторов удается соблюсти разумный баланс.
Работы Ирвинга Стоуна — это эталон жанра биографического романа. На страницах его произведений мы знакомимся с терзаниями Ван Гога, Джека Лондона, Авраама Линкольна и многих других выдающихся личностей. В целом он является автором 25 биографий о жизни легендарных людей, цитаты из которых актуальны и по сей день, а работы писателя считаются достоверным источником.
В одном из интервью Ирвинг Стоун так высказался о своей работе: «Встаю каждое утро в одно и то же время, к половине девятого стараюсь сесть за стол, работаю без перерыва до половины первого или до часа дня. Затем съедаю сэндвич с сыром, выпиваю чашку чая и на протяжении часа занимаюсь физическим трудом. После этого возвращаюсь к письменному столу, работаю до шести вечера. Я не верю во вдохновение. Верю только в то, что ты работаешь и не думаешь больше ни о чём. Ты пишешь и пишешь, и в конце концов получится что-то хорошее».
Ирвинг Тенненбаум появился на свет в американском городе Сан-Франциско 14 июля 1903 года. Его родители Полина и Чарльз являлись эмигрантами из буржуазной среды, содержащими магазин. Мальчик с ранних лет учился самостоятельности – он работал рассыльным, торговцем газет и доставщиком овощей.
Начиная с 6-летнего возраста маленький Ирвинг предсказывал себе карьеру писателя, а уже в 9 сочинил свои первые небольшие рассказы. Творчество талантливого ребенка по достоинству оценили учителя и даже освободили от школьных занятий в пользу того, чтобы он мог полноценно заниматься литературной деятельностью большее количество часов.
Получив среднее образование, он успешно сдал вступительные экзамены в Калифорнийский университет. И в студенческие годы он не гнушался любой работой – успел попробовать свои силы в качестве клерка, музыканта в оркестре и продавца. Окончив вуз со степенью бакалавра, Ирвинг начал вести уроки по экономике, однако его не сильно увлекли преподавательство и научная деятельность, поэтому он вернулся к литературной в 1926-м.
Свои дебютные произведения юноша сочинил в формате пьесы, однако они не получили должного внимания читателей и критиков. Чтобы исправить положение, Стоун отправился в Париж в начале 1930-х, где начал обучаться профессиональному писательскому ремеслу. Парень пошел на хитрость – он на время устроился на должность корабельного штурмана, чтобы переехать в Европу с наименьшими затратами.
Добравшись до столицы Франции, Ирвинг посетил выставку с картинами художника Винсента Ван Гога. Начинающего писателя так заинтриговали полотна, что он решил узнать больше о создателе. Мужчина прочел переписку между знаменитым скульптором и его братом Тео. Увидев в этих письмах страшную трагедию всеми покинутого несчастного человека, Стоун принял решение написать книгу о жизни Ван Гога.
Ирвинг провел настоящее частное расследование, путешествуя по локациям, связанным с художником, разыскивая его знакомых и общаясь с ними, изучая дневники, письма и документы. В итоге роман о бытие и творчестве великого художника под названием "Жажда жизни" хоть и был поначалу отвергнут 17 издателями, вышел в 1934-м году и принес своему создателю настоящую славу. Стоуну удалось настолько правдоподобно воссоздать в печатной форме чувства, мысли и мотивы поступков Винсента Ван Гога, что книга стала своеобразным порталом в мир легендарного создателя.
После успеха дебютного произведения писатель взялся за создание новой биографии о своем коллеге Джеке Лондоне. Перед тем как издать роман «Моряк в седле» в 1938-м, Ирвинг обследовал более 200 тысяч различных документов и трудов автора, поставив себе ограничение на количество вымысла в книге. До сих пор работа Стоуна является самой подробной и лучшей среди всех, написанных о Лондоне. Кстати, как-то Стоун признался, что стал писателем благодаря роману Джека Лондона «Мартин Иден».
В 1940 году писатель снова решил попробовать свои силы в художественном жанре, опубликовав роман «Лжесвидетель». В нем Ирвинг обратился к актуальным проблемам человечества – разрушающей силе денег и отсутствию справедливости. Жизнеутверждающее произведение не достигло большого успеха, в связи с чем создатель решил снова вернуться к биографическим работам.
«Биограф должен быть борцом, чтобы воссоздать подлинный облик своего героя», - утверждал писатель.
Спустя год в свет вышла новая книга Стоуна "Защита – Кларенс Дэрроу" об адвокате, который посвятил всего себя защите униженных и обездоленных. В своем романе автор показал, что человеколюбие, принципиальность, нетерпимость и свободолюбие героя сделали из него достойного защитника угнетенных и успешного адвоката, вставшего на защиту прав рабочих и профсоюзов. Ирвинг в этот раз был достаточно смел в суждениях, утверждая, что демократия никогда не станет уделом страны, в которой эксплуатируется труд беззащитных людей.
В 1943-м Стоун издал новую книгу под названием "Они тоже участвовали в гонке", в которой рассуждал о судьбе родной Америки и рассказал о проваливших предвыборную кампанию кандидатах в президенты. Политические очерки, положительно встреченные литературными критиками, опубликовали в самый разгар войны.
И снова через год Ирвинг создает новый роман "Бессмертная жена". Его отличием от предыдущих биографий становится то, что, помимо рассказа о жизни первопроходца и исследователя Джона Фремонта, Стоун повествует также о жизни его жены Джесси, создавая тем самым книжный поджанр "семейный портрет". Отношения супругов, в которых всегда есть место великим подвигам, крайне вдохновили писателя.
Вышедший в свет в 1949-м роман "Страстное путешествие" не являлся биографическим. Главный герой в нем – несуществующий художник, однако все те, с кем встречается персонаж за время повествования (художники, скульпторы и писатели) – реальные исторические личности. Цель книги – ознакомить читателей с легендами Америки и историей искусства страны. В начале нового десятилетия Стоун выпускает сборник автобиографий "Мы говорим сами за себя о жизни" о талантливых американцах.
Особый пласт творчества Ирвинга составляли книги о женах знаменитых людей. Так, следующей работой стал роман о бывшей супруге 7-го американского президента Эндрю Джексона, Рейчел. Женщину жестоко травили в столичном обществе, из-за чего она из доброго, понимающего и общительного человека превратилась в мнительного, замкнутого и настороженного. А вышедшая в 1954 году биография жены Авраама Линкольна Мэри "Любовь вечна" принесла писателю победу в премии "Золотой трофей американских женщин".
Одной из лучших работ Ирвинга считается биографический роман 1961-го о Микеланджело "Муки и радости", в котором автору удалось воссоздать не только портрет великого художника, но и красочно описать его время. Стоун собрал настолько много материала о мужчине, что его хватило еще на 3 произведения о жизни художника: "Я, Микеланджело, скульптор", "История создания скульптуры Пьета" и "Великое приключение Микеланджело".
В 1971 году в свет выходит биография скандально известного на весь мир психолога Зигмунда Фрейда "Страсти ума", которую литературные критики встретили достаточно прохладно. Исправить свои ошибки Ирвингу удалось в 1980-м во время написания и публикации книги о Чарльзе Дарвине под названием "Происхождение". Произведение получилось емким, динамичным и убедительным. Последняя работа автора, вышедшая через 5 лет, получила название "Пучина славы" и повествовала о живописце французского происхождения Камиле Писсарро.
P. S.
В отличие от многих своих коллег, Ирвинг Стоун прожил долгую и счастливую жизнь, полную радостей.
Писатель умер 26 августа 1989 года, когда ему исполнилось 86 лет, овеянный славой и в окружении своей семьи.
Мы собрали самые знаковые цитаты из произведений писателя:
— Тому, кто не был несчастным, не о чем писать, Ван Гог. Счастье – это удел коров и коммерсантов. Художник рождается в муках: если ты голоден, унижен, несчастен – благодари бога! Значит, он тебя не оставил! «Жажда жизни»
— Ведь деньги делают человека зверем, не так ли? – Да, равно как и отсутствие денег. «Жажда жизни»
— «Что за дивный художник, — думал в благоговении Микеланджело, — что за дивный художник был Бог, сотворивший вселенную! Это был и скульптор, и архитектор, и живописец. По его замыслу появилось само пространство, и он наполнил его своими чудесами». «Муки и радости»
— Художник должен научиться изображать не предмет, а сущность предмета. «Жажда жизни»
— Человек должен быть художником не потому, что он может им быть, но лишь потому что он не может им не быть. «Муки и радости»
— Я осуждаю недостатки друзей, но разве это означает, что я не должен любить их? «Моряк в седле»
— Искусство – это сражение; в искусстве надо жертвовать своей шкурой. «Жажда жизни»
— Чем старше становишься, тем вернее выражает лицо твою внутреннюю сущность. «Происхождение»
— ...не путай нежность со слабостью. Бойся истинно вежливых людей, у них стальная воля. «Страсти ума»
— Человек, который пишет книги, делает это главным образом затем, чтобы учить других. «Происхождение»
— Пустой протест против форм может быть так же глуп, как сами формы, против которых протестуют. «Страсти ума»
— Время — это тоже инструмент, орудие работы; большое произведение искусства требует, чтобы прошли месяцы, даже годы, прежде чем заложенная в нем энергия чувств обретет отчетливость и твердость. «Муки и радости»