История одного шедевра: «Вид Константинополя и Босфора» Айвазовский писал по памяти 10 лет спустя - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Вид Константинополя и Босфора» Айвазовский писал по памяти 10 лет спустя

2022-07-29 19:18 , История Одного Шедевра, 476

История одного шедевра: «Вид Константинополя и Босфора» Айвазовский писал по памяти 10 лет спустя

Сегодня исполняется 205 лет со дня рождения знаменитого живописца-мариниста армянского происхождения, коллекционера, мецената Ивана Айвазовского. Он оставил после себя несколько тысяч картин, большая часть которых изображают – море: штормы, бури, кораблекрушения…

В это трудно поверить, но в свое время известный критик, Александр Бенуа предлагал из шести тысяч морских и сухопутных пейзажей Ивана Айвазовского отобрать сотню лучших, а все остальные работы, приравняв их к малярству, сжечь. Мог ли вначале 20 века искусствовед предполагать, что не пройдет и столетие, как полотна прославленного мариниста будут уходить на международных аукционах за миллионы долларов?

Иван Айвазовский. Вид Константинополя и Босфора, 1856г

«Вид Константинополя и Босфора» прославляет город, который Иван Айвазовский считал самым прекрасным на свете. Ни Венеция, ни Неаполь, ни какие другие виденные им места (а путешествовать ему довелось немало) не могли сравниться для художника с городом на Босфоре.

Перед нами прекрасный вид залитого солнцем Босфора. На лазурно-голубое море льются золотистые солнечные лучи. На переднем плане шлюпки рыбаков отчаливают от берега. Чуть дальше над городом поднимаются башни минарета. Вдали виднеется парусник, освещенный солнечными лучами. Город скрыт в рассветной дымке, которая постепенно рассеивается, и, кажется, через 10-20 минут солнце окончательно затопит светом весь город - и туман растает. Настроение картины тихое, спокойное, жизнь словно замерла, но не в неподвижности, а в извечности этого процесса: многие века солнце так встает над Босфором, и бесконечное множество лет такие сладостно-туманные рассветы будут повторяться снова и снова. Изящно выстроенный колорит картины создает ощущение одновременно жара и свежести, лениво-размеренного восточного темпа жизни, тихой радости и наслаждения этой жизнью.

Впервые в Константинополе новоназначенный художник Адмиралтейства Иван Айвазовский оказался в 1845 году в составе Средиземноморской географической экспедиции. Тогда-то столица Османской империи запала ему в душу. А спустя 10 лет живописец по памяти, как и большинство своих полотен, восстановит вид константинопольского порта и мечети Топхане Нусретие в своей работе «Вид Константинополя и Босфора».

Турецкому султану Абдул-Азизу подарили одну из картин Айвазовского. Султан пришел в полный восторг и заказал художнику серию видов Босфора. Айвазовский счел, что таким образом может способствовать налаживанию взаимопонимания между турками и армянами, и принял заказ. Он написал для султана около 40 картин. Абдул-Азиз был настолько доволен работой Айвазовского, что наградил его высшим турецким орденом «Османие». Впоследствии Айвазовский получил из рук турецкого владыки еще несколько орденов. А в 1878 году мирное соглашение между Россией и Турцией (так называемый Сан-Стефанский мир) подписали в зале, украшенном картинами кисти Айвазовского.

Но когда в 1890-х годах султан Абдул-Гамид устроил погромы, жертвами которых стали сотни тысяч армян, возмущенный Айвазовский вышвырнул в море османские ордена и сказал турецкому консулу, что его «кровавый повелитель» таким же образом может поступить с его картинами, художник об этом не пожалеет. После чего Айвазовский написал несколько картин в поддержку армян, на которых отразил преступления турок против его народа.

Иван Айвазовский. Ночь. Трагедия в Мраморном море, 1897г

Из своих собственных средств он активно помогал армянским беженцам. Не оставался Айвазовский в стороне и от освободительной борьбы греков против турецких захватчиков…

P. S.

В 2012 году на лондонском аукционе торгового дома Sotheby's был установлен рекорд для картин российского мариниста. Полотно под названием «Вид Константинополя и Босфора», передающее турецкий колорит, ушло в частную коллекцию за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов (4,1 миллиона долларов).

По материалам artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть