История одного шедевра: опера «Отелло» по праву считается лучшим творением Джузеппе Верди - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: опера «Отелло» по праву считается лучшим творением Джузеппе Верди  

2022-07-25 21:04 , История Одного Шедевра, 1699

История одного шедевра: опера «Отелло» по праву считается лучшим творением Джузеппе Верди

28 июля Национальный филармонический оркестр Армении (художественный руководитель и главный дирижер Эдуард Топчян) представит оперу Верди «Отелло» в исполнении мировых оперных звезд с участием Национального академического хора Армении и Профессиональной школы сохранения голоса Еревана. «Отелло» - одно из высших достижений оперного жанра Верди, одно из лучших произведений мировой классической оперы.

История создания

К моменту написания «Отелло» Верди уже не занимался столь активной музыкальной деятельностью.

В 1879 году Арриго Бойто решил сочинить либретто по мотивам пьесы Шекспира. Сотрудничество он предложил Джузеппе Верди. Композитор долго колебался, хотя в целом текст ему понравился. Тем не менее, либреттист сумел его уговорить и в 1881 году работа над произведением началась. Очень сложно было трагедию с небольшим количеством действующих лиц адаптировать к оперной сцене.

Арриго Бойто и Джузеппе Верди

Значительное место было отведено народу Кипра, а отдельные эпизоды были купированы. В центре сюжета, впрочем, как и в пьесе, находилась страсть, охватившая Отелло.

В результате партитура оказалась настолько сложной, что за ее постановку брались далеко не все театры. Ставить оперу отваживались только величайшие дирижеры, сотрудничавшие с прекрасными оперными дарованиями, обладавшими к тому же и недюжинным драматическим даром.

Интересные факты

После триумфального успеха «Аиды» Джузеппе Верди долгое время пребывал в уединении. «Отелло» помог ему вернуть лидирующее положение в музыкальном мире.

Композитор написал это произведение в семьдесят четыре года.

Создание оперы заняло шесть лет.

Первый акт пьесы У. Шекспира посвящен любви и бегству Отелло и Дездемоны. Здесь он полностью исключен.

По сравнению с трагедией значительно увеличено присутствие и значение образа Яго. Д. Верди и А. Бойто намеревались назвать свое произведение именем этого персонажа, который невольно выдвигался в центр действия.

Уже существовала опера, написанная ранее Д. Россини, с аналогичным названием.

Первое действие сопровождается непогодой и раскатами грома, которые сам Верди и создавал при помощи листа железа. Восторг публики был так велик, что заглушил эту имитацию непогоды.

«Отелло» по праву считается лучшим творением Д. Верди.

Несмотря на огромный успех, это произведение не заняло своего прочного места в репертуарах театров, значительно уступая по числу постановок «Риголетто», «Травиате» или «Аиде».

Постановки

Опера была с восторгом принята во всем мире. Первым откликнулся на ее создание миланский театр «Ла Скала», который пятого февраля 1887 года осуществил ее постановку. Партии исполняли такие знаменитые артисты, как Ф. Таманьо, В. Морель, Р. Панталеоне и др.

Франческо Таманьо в роли Отелло в первой постановке оперы

В Европе она произвела настоящий фурор. В 1888 году опера покорила Германию, в 1894 году – Францию.

В этом же время «Отелло» вышел на российские подмостки. 26 декабря 1887 года Мариинский театр с огромным успехом выпустил премьеру. Роли исполнили Н. Фигнер, Э. Павловская, А. Чернов и т.д.

В Европе «Отелло» воплощали на сценических подмостках такие потрясающие певцы, как П. Доминго, М. дель Монако, Дж. ди Стефано, Р. Тебальди и т.п.

Имеется и экранизация, выполненная легендарным Франко Дзеффирелли с П. Доминго в заглавной партии. Х. Диас исполнил роль Яго, а К. Риччарелли блистательно воплотила партию Дездемоны.

P. S.

Интересно, что когда поступило предложение написать оперу по этому выдающемуся произведению, Джузеппе Верди некоторое время колебался, так как глубокая философская сторона «Отелло» требовала значительного музыкального осмысления. Трагедия в переложении А. Бойто, написавшего либретто, и Верди, создавшего неповторимую музыку, претерпела немалые изменения. Были трансформированы многие сюжетные ходы и эпизоды. Структурные законы оперного жанра требуют обязательного присутствия хора, поэтому была введена линия, связующая Отелло, как губернатора Кипра, и подчиненного ему народа. Четыре действия служат для развертывания сюжетной линии, основных музыкальных характеристик действующих лиц и трагического финала.

По материалам soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть