Андреа дель Сарто - итальянский художник и рисовальщик, чьи произведения с утонченной изысканной композицией и мастерством сыграли знаменательную роль в развитии флорентийского маньеризма. Знаменитый биограф Вазари называл его «художником без изъяна».
Родился будущий художник в 1486 году во Флоренции в семье портного Аньоло ди Франческо; профессия отца (итал. sarto — «портной») в дальнейшем стала источником прозвища, под которым художник известен в истории. В источниках существуют определённые расхождения в отношении точной даты рождения Андреа и фамилии его семьи. Большинство источников указывают в качестве дня его рождения 16 июля, но встречаются также датировки 6 и 17 июля. В качестве фамилии семьи называют Ванукки (итал. Vanucchi) или Ланфранки (итал. Lanfranchi). Дружеским прозвищем художника было Андреино, что было связано с его маленьким ростом.
В семилетнем возрасте мальчика отдали в учёбу к ювелиру, но позже на его способности как рисовальщика обратил внимание живописец Джованни Бариле, который взял его к себе в ученики. Бариле не был выдающимся художником, и юный Андреа, получив от него некоторые основы ремесла, продолжил учёбу уже у более талантливого Пьеро ди Козимо.
В обучении у ди Козимо Андреа провёл несколько лет, в свободное время изучая также технику мастеров Кватроченто по картонам Микеланджело и Леонардо да Винчи в Папском зале церкви Санта-Мария-Новелла. Другими мастерами Кватроченто, чьё творчество оказало влияние на его становление как живописца, были Рафаэль и Фра Бартоломео. Впоследствии искусство Андреа дель Сарто, коренящееся в традиционной живописи Кватроченто, сочетало сфумато Леонардо с композиционной гармонией Рафаэля и в стиле, типичном для Чинкевенто (XVI век).
В 1509 году Андреа получил свой первый важный общественный заказ на создание 5 фресок для церкви Сантиссима-Аннунциата. Это были изображения сцен из жизни святого Филиппо Беницци, монаха-сервита, канонизированного в XVII в. Еще две фрески, «Путешествие волхвов» и «Рождество Богородицы», выполненные в 1511 и 1514 годах, демонстрируют очень быстрое развитие индивидуального стиля мастера.
Впоследствии влияние Микеланджело и художественных событий в Риме привели к идеализации стиля. Безусловным шедевром Сарто считается все же «Тайная вечеря» в Сан-Сальви (1511-1527). Фреска пережила осаду Флоренции в 1529-1530 годах испанскими имперскими силами, и это одна из редких работ, которая была спасена от разрушения во время годичной осады.
Андреа дель Сарто. «Тайная вечеря» в Сан-Сальви, 1511-1527гг
Жизнеописания биографов (особенно, Вазари) утверждают, что Андреа был добрым, скромным человеком с высокими профессиональными стандартами и глубоким пониманием человечества. Он был искренне благочестивым, иногда работал за минимальную плату или, как в случае с «Мадонной дель Сакко («Мадонна с мешком»), вообще отказался от своей платы. Вазари интерпретирует это как робость и скромность, но более вероятно, что Андреа, которому покровительствовали сам Папа и король Франции, был достаточно обеспеченным и процветающим, чтобы позволить себе такую щедрость.
«Мадонна дель Сакко»
Одним из ярких шедевров Андреа дель Сарто является серия гризайльных фресок о жизни святого Иоанна Крестителя в Киостро делло Скальцо во Флоренции.
Иоанн Креститель в юности и Иоанн Креститель с Агнцем
Все эти работы (1511-1526) были написаны рукой одного Сарто, поэтому многие считают этот цикл фресок художественной автобиографией Сарто, охватывающей большую часть его карьеры.
Святое Семейство с Иоанном Крестителем
В 1517 году Сарто женился на Лукреции дель Феде, вдове, которая стала любимой женой и музой художника. Ее портреты демонстрируют, что Сарто использовал ее образ для многих своих мадонн (например, знаменитой «Мадонне с гарпиями» в Уффици).
Мадонна с гарпиями
Дель Сарто было поручено выполнить эту картину для монахинь монастыря Святого Франциска де Маччи. В своей твердой и дотошной композиционной структуре художник безупречно сочетает типичную пирамидальную форму Девы Рафаэля, со статным чувством фигур Микеланджело, параллельно смешивая их с нежностью сфумато Да Винчи.
В 1518 году король Франции Франциск I вызвал Сарто в Фонтенбло, где он уже был известен своей блестящей репутацией великого художника. Письма от Лукреции, жены Сарто, доказывают сильную любовь к художнику и то, как она скучала и просила его вернуться во Флоренцию. Вполне вероятно, именно мольбы Лукреции привели к тому, что Сарто отказался от популярности и успеха придворной службы и вернулся в родной город.
Есть и иное мнение: маловероятно, что Сарто нашел жизнь придворного художника близкой по духу. За год службы он не получил ни одного крупного заказа. А вот по возвращении во Флоренцию Адреа Сарто сближается с влиятельной семьей Медичи. Знакомство привело к получению художником значительного контракта на роспись Виллы Медичи в Поджио-Кайано, недалеко от Флоренции.
Роспись Виллы Медичи в Поджио-Кайано
В 1520 году Сарто начал строить во Флоренции дом, который впоследствии посещали многие художники того времени. Чума в 1523–24 годах заставила Сарто и его жену найти себе более безопасное место. Это был дом в Муджелло, к северу от Флоренции. После изгнания Медичи Сарто выполнял заказы для республиканского правительства Флоренции. Его «Жертвоприношение Авраама», задуманное как политический подарок Франциску I, было написано в этот нестабильный период.
Жертвоприношение Авраама
После осады Флоренции имперскими и папскими силами в 1530 году, в молодом возрасте 44 года он скончался от новой волны чумы и умер в своем доме.
P. S.
Джорджио Вазари, который в молодости посещал студию Андреа дель Сарто, называл его «безупречный художником». У Сарто была репутация «художника без изъяна», справедливость которой очевидна в искусной передаче фигур, благородстве и сложности их жестов, и использовании сочных красок. Его стиль, сформированный исследованиями произведений Микеланджело и Рафаэля и характеризующийся изысканно сбалансированной композицией и высоким уровнем технического мастерства, сильно повлиял на флорентийскую живопись до такой степени, что Сарто по праву считаемся предшественником маньеризма.