История одного шедевра: «Смерть Марата» Жака-Луи Давида можно считать первым по-настоящему политическим полотном - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Смерть Марата» Жака-Луи Давида можно считать первым по-настоящему политическим полотном

2022-07-13 20:34 , История Одного Шедевра, 3034

История одного шедевра: «Смерть Марата» Жака-Луи Давида можно считать первым по-настоящему политическим полотном

Теоретик революции, ученый и врач, один из предводителей Великой Французской Революции Жан-Поль Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора и переустройства мира. Его всегда отличала резкость суждений, неуважение к авторитетам и неимоверное высокомерие. За что и поплатился жизнью...

А завораживающий холст Жака-Луи Давида «Смерть Марата» стал одним из известнейших образов пропитанной кровью Французской революции, а также вершиной творчества мастера.

Жак-Луи Давид. Смерть Марата, 1793г

История этого мучительного шедевра еще более красочна, чем его цветовая палитра. Картина рисует ужасное политическое убийство. Радикальный журналист и лидер якобинцев Жан-Поль Марат больше никогда не увидит итогов своего детища - Французской буржуазной революции: 13 июля 1793 года 50-летний политический деятель был убит 24-летней Шарлоттой Корде, которую пропаганда выставила сторонницей жирондистов. На самом деле, она была скорее приверженицей демократических ценностей, однако тотальный террор, развязанный последователями Марата, внушал Шарлотте ненависть. Корде добровольно сдалась властям, и уже через четыре дня после убийства была гильотинирована якобинцами.

В холодной руке Марата зажат клочок бумаги с текстом: «Мари Анна Шарлотта Корде - гражданину Марату. Учитывая мое несчастье, я имею право на вашу поддержку». По замыслу художника, этой запиской убийца воспользовалась, чтобы проникнуть в дом, хотя в действительности Корде вошла под предлогом сообщения о кознях жирондистов.

Жак-Луи Давид. Смерть Марата. Фрагмент

Ещё одно письмо, которое, по задумке Давида, должно обелять убитого, лежит на деревянной тумбе сверху. Марат, якобы, проявил милосердие, внял требованиям Корде и написал: «Вам следует отдать этот ассигнат матери пятерых детей, отец которых погиб в борьбе за свободу». Сама ассигнация лежит там же. А тумба и надпись-посвящение на ней символизируют надгробный памятник.

Жак-Луи Давид. Смерть Марата. Фрагмент

Фигура Марата идеализируется наподобие античных героев. Но какова причина, по которой «друг народа» (так назвалась издаваемая им газета) был застигнут смертью именно в ванной? Дело в том, что он вынужден был постоянно принимать ванны по причине кожных заболеваний - скорее всего, все его тело было покрыто множественными экземами. Чтобы успокоить кожу, он обычно купался в овсяном отваре.

Жак-Луи Давид и Жан-Поль Марат были членами одного якобинского клуба. Убийство близкого товарища потрясла художника, и уже через пару часов после того, как разнеслась весть о смерти, Давид был на улице Кордельеров, чтобы зарисовать лицо погибшего. Рисунок головы был выполнен пером, объёмность форм достигалась благодаря перекрещивающимся линиям, подобной гравюрной техникой художник воспользовался впервые и более к ней не обращался.

Жак-Луи Давид. Мертвый Марат. Рисунки и иллюстрации, 1793г

Давид придал Марату вид мученика революции, он добился этого, подражая любимому им Караваджо, в особенности его «Положению во гроб» - обратите внимание на безвольно свисающую руку в обеих работах, а также использование светотени. Обе картины построены таким образом, чтобы всё внимание зрителя было сконцентрировано на жертве.

Жак-Луи Давид. Смерть Марата. Фрагмент

После падения Наполеона Давид был изгнан из Франции, остаток жизни он прожил в Бельгийской столице. Шестьдесят один год спустя после смерти Давида его семья завещала полотно Королевскому музею изящных искусств города Брюссель, где «Смерть Марата» выставляется с 1886 года. Ей отдали дань уважения такие художники, как Эдвард Мунк и Поль Бодри.

Эдвард Мунк. Смерть Марата, 1907г

Оба написали собственные «ремейки» работы Давида: Мунк поставил в центр обнаженную Шарлотту Корде, а Бодри, «развернув камеру», показал Марата и его убийцу с другого ракурса. Картина Давида сделалась популярной мгновенно - в результате в позе Марата пришлось умирать самой Клеопатре.

Жан Батист Реньо. Смерть Клеопатры, 1797г

Интересный факт. К картине «Смерть Марата» Давид написал парную: «Смерть Лепелетье де Сен-Фаржо». Аристократ Лепелетье, сторонник революции, во время голосования по вопросу о казни короля Людовика XVI, когда голоса собравшихся разделились поровну, подал последний, решающий голос в пользу казни. В день казни короля он был убит офицером королевской гвардии, после чего был провозглашён «мучеником революции».

Смерть Лепелетье де Сен-Фаржо. Гравюра Пьера Александра Тардьё с рисунка Анатоля Девожа с картины Давида

Однако позднее дочь Лепелетье, Сюзанна, будучи ярой монархисткой, ненавидевшей своего отца, скупала все репродукции картины Давида «Смерть Лепелетье де Сен-Фаржо» и уничтожала их. В конце концов она за огромные деньги выкупила у сына художника оригинал картины и сожгла его. Как выглядела картина, известно благодаря случайно уцелевшей репродукции и рисунку ученика художника, Анатоля Девожа.

Сегодня картину Жака-Луи Давида можно считать первым по-настоящему политическим полотном. На ней изображены последствия убийства революционного лидера Жана Поля Марата, который был зарезан в своей ванной. Давид по сути решил сделать из своего мертвого друга икону политической пропаганды. И это ему вполне удалось, поскольку по картине начали делать гравюры, которые стали широко распространены среди публики.

Интересный факт. К картине существуют множественные отсылки в поп-культуре. Картину Давида не раз цитировали в кино. Под впечатлением от композиции «Смерти Марата» была снята одна из сцен фильма Стенли Кубрика «Барри Линдон» (1975). Анджей Вайда в фильм «Дантон» (1982) включил несколько сцен, действие которых происходит в студии Давида, в кадр также попадает портрет Марата. В фильме «Караваджо» (1986) режиссёр Дерек Джармен имитирует ситуацию картины Давида, заменяя бумагу пишущей машинкой. Современный бразильский художник Вик Мунис воссоздал «Смерть Марата», используя отходы свалки вблизи Рио-де-Жанейро в его документальном фильме 2010 года «Свалка».

Лента

Рекомендуем посмотреть