Унция мира больше стоит, чем тонна победы: Лион Фейхтвангер был в числе тех, чьи книги сжигали нацисты - RadioVan.fm

Онлайн

Унция мира больше стоит, чем тонна победы: Лион Фейхтвангер был в числе тех, чьи книги сжигали нацисты

2022-07-07 20:43 , Немного О..., 2003

Унция мира больше стоит, чем тонна победы: Лион Фейхтвангер был в числе тех, чьи книги сжигали нацисты

Лион Фейхтвангер — самый влиятельный писатель времён Веймарской республики. Изгнанный из Германии, он создал порядка 20 романов, десятки пьес, эссе и рассказов на тему борьбы с нацизмом и идеологического порабощения.

Писатель родился 7 июля 1884 года в Мюнхене в семье фабриканта Зигмунда (Арона-Меера) Фейхтвангера и Йоханны Боденхаймер, и был старшим из девяти детей. Лион получил солидное образование в университете родного города Мюнхена — изучал литературу и философию, затем обучался в Берлине, где изучал германскую филологию, философию, а также санскрит.

Занимался журналистикой, проявил интерес к античности, под влиянием семейных традиций заинтересовался еврейской историей, определившей тематику ряда его произведений. В 1908 г. начал издавать литературный журнал «Зеркало», который вынужден был вскоре закрыть из-за финансовых проблем.

Во время Первой мировой войны служил в германской армии, был демобилизован по состоянию здоровья. В годы Первой мировой войны написал несколько антивоенных пьес, которые были запрещены.

Фейхтвангер завоевал известность, главным образом, как автор исторических романов. «Я никогда не собирался изображать историю ради неё самой», — говорил писатель. В своих произведениях он изображал столкновения идей, борьбу сил регресса и прогресса, последствия которой оказывали влияние на социальные конфликты современного ему общества. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план — параллели с событиями современности.

Свою уже серьезную литературную деятельность Фейхтвангер начал с драматургии. Его ранним произведениям свойственны изысканная утончённость формы, прославление красоты и пренебрежение нравственными ценностями жизни, преклонение перед личностью и холодное отношение к рядовым людям. Впоследствии писатель не без иронии отзывался о своём раннем творчестве. Не мало внимания он уделял литературно-критической деятельности. Им написано значительное количество статей и рецензий, посвящённых в основном театру и драматургии. В 1918 г. Фейхтвангер открыл талант молодого Бертольта Брехта, с которым его связала многолетняя дружба. Его внимание приковал к себе реалистический роман. Сильное влияние на его творчество оказали немецкие писатели-реалисты Томас и Генрих Манн.

В годы Первой мировой войны Фейхтвангер решительно не принял ни её целей, ни националистической идеологии. Он занял антивоенную позицию и выступил против империалистической бойни. Антивоенные настроения выражены в стихотворении «Песнь павших» и в пьесе «Мир» — вариации на тему комедии греческого сатирика Аристофана. В годы войны и послевоенный период Фейхтвангер много писал. В основном это были оригинальные пьесы и переделки произведений классической драматургии — «Персов» Эсхила, «Васантасены» древнеиндийского поэта Шудраки, драмы Калидасы «Царь и танцовщица». Наряду с мотивами социальной критики в его творчестве появляются пессимистические и фаталистические настроения. Фейхтвангер пишет драматический роман «Томас Вендт» (1920), драмы «Еврей Зюсс» (1917), «Голландский купец» (1921), охотно пользуется формой сатирического обозрения для высмеивания буржуазных политиков. Такова его «Англосаксонская трилогия» (1927).

Первый исторический роман Фейхтвангера — «Безобразная герцогиня» (1923) – это история Маргариты Тирольской, южногерманской герцогини XIV века. Роман о трагедии личности в жестоком обществе. Энергичная и одаренная главная героиня внешне некрасива и поэтому несчастна в личной жизни.

Пережитое в годы войны, в дни революции в Баварии и контрреволюции в Германии навсегда вычеркнуло из творчества Фейхтвангера эстетизм. В произведениях этого периода — пьесе «Военнопленные» и в романе «Тысяча девятьсот восемнадцатый год» — начинает господствовать социальная проблематика, ощущается приближение писателя к реализму.

В момент прихода Гитлера к власти в Германии писатель находился за границей. Друзья убедили его повременить с возвращением в Германию. Фейхтвангер эмигрирует во Францию, где в 1936 г. выходит его новый роман «Лже-Нерон», в котором под маской жестокого и лживого римского императора выведен образ современного фюрера. На родине Фейхтвангер попал в число тех, чьи книги подлежали сожжению, в 1933 г. он был лишен немецкого гражданства, его имущество было конфисковано.

В 1940 г., во время оккупации Германией Франции, писатель был интернирован во французский концентрационный лагерь в местечке Ле Милль. Воспоминания о лагерной жизни, полной унижений и невзгод, были отображены им в книге «Чёрт во Франции». Затем он был переведен в лагерь в Ним. Бежав оттуда, Фейхтвангер с большим трудом получил необходимые документы и вместе с женой перебрался в США. С ноября 1943 г. он жил на вилле «Аврора» в Калифорнии, где благодаря поступлениям от фильмов по его произведениям собрал библиотеку, состоящую из 20000 томов.

Именно в годы Второй мировой войны Фейхтвангер создал свои лучшие произведения, в которых разоблачал фашизм и его идеологию. В послевоенные годы, живя в США, писатель пришёл к пониманию того, что творцами истории являются народные массы. Эта мысль, ставшая для него итоговой, проходит через все его поздние произведения, углубляя их реализм и сообщая им оптимистичность. Фейхтвангер решительно выступал против усиления международной реакции, против пропаганды холодной войны. Он пишет пьесу «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне», в которой разоблачает организаторов «охоты на ведьм». В последних своих романах, «Испанская баллада», и «Иеффай и его дочь», Фейхтвангер развивал идеи прогресса и гуманизма. В 1954 г. Лиону Фейхтвангеру исполнилось семьдесят лет. И именно в это время он, как писал Томас Манн в своей статье «Друг Фейхтвангер», с раннего утра и далеко за полдень диктовал стенографистке, пожалуй, самое свое молодое произведение «Испанскую балладу», поэтическую повесть о любви испанского короля Альфонсо VIII к дочери севильского купца Ракели, прозванной в народе Фермоза, что означает — красавица.

За выдающиеся заслуги (как художника и защитника идей мира и прогресса) Лион Фейхтвангер был отмечен Государственной премией ГДР в области искусства и литературы, присуждённой ему в 1953 г.

В 1957 году Лиону Фейхтвангеру диагностировали рак желудка. Болезнь быстро прогрессировала, поэтому понадобилось хирургическое вмешательство. Случившееся во время операции внутреннее кровотечение и стало причиной смерти. Биография Лиона Фейхтвангера завершилась 21 декабря 1958-го, на 74-м году жизни в Лос-Анджелесе.

В настоящее время вилла «Аврора», где писатель провел свои последние годы, является творческой резиденцией для немецких писателей, художников и композиторов.

Мы собрали самые яркие цитаты из произведений Лиона Фейхтвангера:

— Без тьмы не было бы понятия о свете. Для того чтобы свет осознал себя, он должен иметь свою противоположность — тьму.

— Властолюбие — надежнейшая из страстей.

— Даже лишенный собственных мыслей и собственной индивидуальности человек в ту самую минуту, когда его наделяют властью, приобретает сущность и содержание. Функция властвования меняет нутро носителя власти. Власть, кредит, слава создают индивидуальность и лицо тому, кого природа лишила этих свойств.

— Жизнь в неведении — не жизнь. Кто живет в неведении, тот только дышит. Познание и жизнь неотделимы.

— Из утверждения и отрицания рождается истина.

— Логика — это бог мыслящих.

— Лучше вареное яйцо в мирную пору, чем жареный бык в войну.

— Унция мира больше стоит, чем тонна победы.

— Мало кто понимает, что не мы идём по жизни, а нас ведут по ней.

— От великого до смешного один шаг, но от смешного уже нет пути к великому.

— Умереть — дело скорое и лёгкое, жить значительно труднее.

— Человека создает судьба.

— Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами.

— Фашизм в своей начальной стадии обречён на успех, потому что он возбуждает в человеке скотские чувства, а человек — это животное. Но в конечном итоге фашизм обречен на провал, потому что человек — животное разумное.

Лента

Рекомендуем посмотреть