Габриэл Гюрджян не только блистательный живописец, но и активный деятель. Гюрджян много сделал для развития армянского искусства как организатор и педагог.
Габриэл Микаэлович Гюрджян (1892-1987), уроженец городка Артвина (провинция Тайк Западной Армении), ранее входившего в состав Батумского округа Российской империи, а ныне принадлежащего Турции, еще юношей, в 1909 году, уехал из родных мест в Пензу, где вскоре поступил в художественное училище, одно из лучших провинциальных учебных заведений России того времени. Обучение начинающих художников велось здесь в традициях передвижников. Учителями Гюрджяна были живописцы — П.И.Коровин, Н.Ф.Петров и И.С.Горюшкин-Сорокопудов.
В 1922 году, завершив образование и имея за плечами два года педагогической работы, Гюрджян переехал в Ереван и сразу же активно включился в художественную жизнь молодой Советской Армении.
Габриэл Гюрджян. Цветущий абрикос
Возникшая в 1924 году первая организация советских армянских художников — «Общество армянских художников» — избирает Гюрджяна в свое правление. Позднее Гюрджян становится одним из основателей армянского филиала АХРР. В 1939 году по его инициативе создается передвижная Изомастерская (первая в СССР), давшая возможность многим художникам побывать в сельских и промышленных районах Армении, соприкоснуться с их жизнью, организовывать выставки своих произведений на местах. В дальнейшем Гюрджян проводит большую общественную работу, занимая с 1951 г. по 1959 г. и с 1968 г. по 1969 г пост председателя Союза художников Армянской ССР.
Габриэл Гюрджян. Река Азат в Гарни
Гюрджян — пейзажист. Его произведения исполнены большой любви к красоте природы, к родной Армении. Он был одним из первых армянских художников, обратившихся к изображению индустриального пейзажа. Языком живописи и графики им воспета первая крупная стройка в Армении — Ширакский канал (1923—1925). Образ индустриальных гигантов запечатлен Гюрджяном в пейзажах «На карбидном заводе. Кировакан» (1948), «Алаверди. Медеплавильный завод» (1948) и др.
Габриэл Гюрджян. Алаверди. Медеплавильный завод
Гюрджян изображает природу Армении в различные времена года, в различные часы дня. Зритель видит на его полотнах цветущие фруктовые сады, хлопковые поля, озера, величественные горы. К числу лучших работ Гюрджяна относятся такие пейзажи, как «У мельницы в Бюракане» (1941), «Вечер в Ахпюраке» (1947), «Весна в Норке» (1948), «Холм в Кашбулахе» (1950), «Армянский пейзаж» (1954), «Пасмурный день на Севане» (1956), «Берега Айриванка» (1966) и др.
Габриэл Гюрджян. Пасмурный день на Севане
Габриэл Гюрджян. Армянский пейзаж
Габриэл Гюрджян. У родника
Из произведений, посвященных сельским труженикам, особенно выделяются картины «Укладка колхозного сена в стога» (1949), «Сбор хлопка в Аревшате» (1949).
Габриэл Гюрджян. Укладка колхозного сена в стога
Хорошо зная свой родной край, его маленькие деревушки и промышленные центры, его исторические достопримечательности, Гюрджян не мог остаться равнодушным к тем местам, которые связаны с памятью Пушкина, с его знаменитым путешествием в Эрзерум. В течение ряда лет работая над этой темой, он создал в 1949 году картину «Пушкинские места».
Габриэл Гюрджян. Пушкинские места
Гюрджян обращался и к тематической картине. На выставке, посвященной тысячелетнему юбилею эпоса «Давид Сасунский» (1938), экспонировалось его полотно «Именование Сасунской крепости». И, конечно же, на холстах Гюрджяна запечатлен также его родной Артвин.
Габриэл Гюрджян. Руины старинной крепости
Немало энергии отдал Гюрджян преподавательской работе, будучи профессором Государственного художественно-театрального института в Ереване.
За заслуги в области изобразительного искусства Гюрджян удостоен звания народного художника Армянской ССР, награжден Орденом Ленина, Орденом труда и многими советскими медалями.
Заглавная иллюстрация: Габриэл Гюрджян. Старый Ереван из моего окна
По материалам ardvin.do.am.