Из всех английских художников XVIII столетия Томас Гейнсборо был самым изобретательным и оригинальным, всегда готовым экспериментировать с новыми идеями и техниками. При этом он всё же жаловался на своего соперника, сэра Джошуа Рейнольдса: «Черт побери, насколько же он разнообразен!». Несмотря на свой огромный успех как портретиста, Гейнсборо отдавал предпочтение пейзажам, хотя тогда они были непопулярны у публики. Так, по финансовым соображениям он переключился на портреты и стал одним из самых выдающихся английских портретистов.
Самая, пожалуй, известная картина Гейнсборо «портретного» периода художника - «Голубой мальчик», вероятно, была написана в 1770 году. Изображая юношу в костюме времён Ван Дейка, художник следовал моде своего времени и одновременно воздавал дань уважения своему кумиру.
Томас Гейнсборо. Мальчик в голубом. Портрет Джонатана Баттла, 1770г
Джонатан Баттл, с которого Гейнсборо писал «Голубого мальчика», был сыном его знакомого, богатого торговца железными и скобяными товарами. Художника привлекло в модели выражение независимости и личной значительности. Впоследствии повзрослевший Джонатан коллекционировал рисунки Гейнсборо, они приятельствовали.
Почему Джонатан Баттл одет в костюм аристократа?
Джонатан Баттл, как уже отмечалось, вовсе не был аристократом. Почему же тогда он одет в столь пышный костюм – белые чулки, голубые атласные бриджи и такой же камзол с золотым шитьем, воротником и манжетами из дорогих кружев? Это объясняется распространившейся в 1770-е в Британии модой позировать для портретов в костюмах XVII века наподобие тех, в какие одеты аристократы с полотен Рубенса и Ван Дейка – кстати, двух любимых художников Гейнсборо, очень сильно повлиявших на его стиль.
Томас Гейнсборо. Мальчик в голубом. Портрет Джонатана Баттла. Фрагмент
«Голубого мальчика» часто превозносили за изысканность. Однако вполне в демократическом духе Гейнсборо утверждает этим портретом: благородство не в аристократических генах, а в свойствах самой личности.
Композиция и колористическое решение картины
Как и у большинства портретов Гейнсборо, композиция «Голубого мальчика» очень проста: человеческая фигура располагается в самом центре полотна, выдвинув плечо и одну сторону тела немного вперёд. С большим мастерством Гейнсборо передаёт живую лёгкость фигуры вопреки внешней статичности позы.
«Мальчик в голубом» Гейнсборо в Национальной галерее Лондона в 1922 году привлек 90 000 посетителей за три недели
«Голубой мальчик» Гейнсборо демонстрирует богатое разнообразие холодных тонов: серебристо-голубого, темного синего, глухого зелёного, серебристо-палевого, серого. Картина даже дала основание утверждать, что голубой был любимым цветом художника. Также существует версия о том, что «Голубой мальчик» - это скрытая полемика Гейнсборо с его конкурентом в практике портрета и оппонентом во взглядах на искусство Джошуа Рейнолдсом.
Придерживаясь академически-классицистских взглядов, Рейнолдс считал, что в основе портретных изображений всегда должны лежать теплые тона на основе коричневого и красного, а холодные могут служить лишь дополнением к ним. Холодные оттенки, согласно рейнолдсовской теории распределения цветов, могут использоваться только там, где художнику необходимо изобразить тень. Гейнсборо, как правило, воздерживался от теоретических дебатов в стенах Королевской Академии; тезис Рейнолдса он опроверг самим существованием «Портрета Джонатана Баттла».
Кстати, в творческом наследии Гейнсборо существует еще и так называемый «Розовый мальчик» («Молодой Николе», 1782), весьма похожий композиционно, но гораздо менее известный, чем «Мальчик в голубом».
Томас Гейнсборо. Молодой Френсис Николс (Розовый мальчик), 1782г
По материалам artchive.