Гурген Маари еще при жизни, в 1960-е, был живой легендой. Помнят писателя и сейчас, без сомнения относя его к плеяде армянских классиков. Его роман «Горящие сады» о Геноциде, за который автор подвергался многочисленным нападкам, прочно вошел в историю армянской литературы, а поэзию Маари и книги о детстве, когда-то запрещенные, можно перечитывать, не уставая.
Он был из плеяды удивительных наших писателей, был другом Егише Чаренца и Акселя Бакунца: это они должны были жить рядом с нами, творить нашу духовную жизнь, нашу литературу, но именно их уничтожали, именно их убивали, ссылали, и только некоторые из них, пройдя все круги ада, вернулись к нам и успели создать часть той литературы, для которой были предназначены от рода.
Настоящая фамилия и имя Гургена Маари - Аджемян Гурген Григорьевич. Родился он 1 августа 1903 года в Ване, в семье народного учителя. В своей автобиографии писатель вспоминал о «золотом детстве» так: «Я был совсем еще маленький, когда потерял отца, и чуть постарше, когда потерял родной город.
Вместе с городом Ван я потерял навсегда свою бабушку, потерял мать. Мать я потом нашел. Стерлось с лица земли то, что носило имя Западной Армении, и от пролитой крови полутора миллионов армян цветы еще раз зажглись неистовым пламенем, и тревожным, грозным заревом запылал закат. В 1915 году я попал в Эчмиадзин. Потом в Дилижан, потом – в Ереван, из города в город, с улицы на улицу, из подворотни в подворотню, из одного сиротского дома в другой…»
Затем будущий писатель в Ереванском Государственном Университете на историко-литературном факультете. Тогда же и начал свою литературную деятельность.
Первые стихотворения Гургена Маари, напечатанные периодическими изданиями Еревана и Тбилиси в 1917-1920 годы, отражали мистические настроения модной в то время поэзии «скорби» и «отчаяния». Плач, поминание, уныние – такими были основные темы. В ранних поэтических опытах Маари еще не ощущалась крепкая связь с действительностью. Сильное влияние на молодого поэта оказал Егише Чаренц, который в те году уже занимал значимое место в армянской литературе. Маари регулярно посещал приют для сирот, где его «наставник» работал воспитателем, показывал свои первые работы. Позднее он вспоминал: «Революцию я принял через Егише Чаренца».
Первые сборники Гургена Маари («1920-1923?!», «Титаник» (1924), «Три агитоперетты» (1924)) носят на себе следы различных литературных влияний – от Ваана Терьяна, Сергея Есенина и Егише Чаренца до поэтов-футуристов.
Преодолеть это влияние Маари помогла его крепнущая связь с новыми явлениями жизни. В поэме «Ширакский канал» (1925) писатель совершил первую попытку приблизиться к социалистической тематике и отразить социальные изменения, произошедшие в Армении. Однако художественные образы этого произведения оставались расплывчаты, да и само представление автора о жизни словно было упрощено. Становлению Маари как художника-реалиста способствовало его участие в литературном объединении «Ноябрь».
1929-ом году он написал и опубликовал рассказы «О любви, ревности и садовниках Ниццы», затем - сборник стихов «Время созревания плодов», трилогию «Детство» (1929), «Юность» (1930) (в 1955 г. он завершил ее повестью «На пороге молодости») в память о геноциде армян 1915 г. в Османской Турции через судьбу беженца. Его перу принадлежит исторический роман «Горящие сады» (1966). А еще он оставил книгу мемуаров «Чаренц-намэ». Родина отметила его служение литературе орденом «Знак Почета».
Фанос Терлемезян. Портрет Гургена Маари
В судьбу уже известного поэта и писателя вмешался 1936 год… Гургена Маари арестовали и отправили в ссылку, где он провел долгие годы.
9 августа 1936 г. Гурген Маари был арестован по обвинению в террористической деятельности и намерении «отделить Армению от Советского Союза, присоединив ее к лагерю империализма». Летом 1938 г. ВКВС приговорила его к 10 годам ссылки.
Осенью того же года в «столыпинском вагоне» он был этапирован в Сибирь, затем попал в пересыльную тюрьму в Вологде и уже оттуда в Мариинский отдельный лагерный пункт (ОЛП) Сиблага – на земляные работы. После его переводят в Новоивановский 3-й лагерный пункт. Выпущен на свободу в 1947 г. Вернулся в Ереван, вновь начал писать. В ноябре 1948 г. его арестовывают вторично и приговаривают на сей раз к пожизненной ссылке. Маари отправляют под конвоем в Красноярский край, где в колхозе села Курай, что под городком Канск, он сперва работает свинопасом, а за год до освобождения – ночным сторожем на местном колхозном рынке. Реабилитирован 21 июля 1954 г. Гурген Маари, в ссылках провел в общей сложности 17 лет, здесь он встретил свою Антонину, женился…
Тонкий психолог и мудрый наблюдатель, Маари в рассказе «Армянская бригада» красочно описал, как в одном из лагерей ГУЛА Га прибывшее из центра начальство решилось разместить заключенных в бараках по национальному признаку. И настояло, чтобы зэки сами выбрали себе старост, поваров, раздатчиков пищи и дежурных, которым полагались некоторые привилегии. Начальству вскоре доложили, что заключенные в «русском», «узбекском», «украинском» и других бараках уже определились с выборными и лишь в бараке армян нет согласия. Когда же спустя несколько часов армяне так и не сумели разобраться между собой, осерчав, лагерное начальство велело раскидать армян по другим нацбаракам. Прошел год, и в лагерь пожаловала новая комиссия из Москвы. Обойдя бараки, руководитель инспекционной группы с удивлением заметил: «Поразительный народ эти армяне! В каждом бараке что ни староста – армянин, раздатчики пищи тоже армяне, даже дежурные – армяне. И как умеючи они помогают своим соотечественникам!».
К ряду произведений Маари о сибирских лагерях кроме «Армянской бригады» относятся «Черная личность» (1964) и «Колючая проволока в цвету» (1968).
Писатель скончался 17 июня 1969 года в Паланге.
В публикации использованы материалы noev-kovcheg, armeniangc, armmuseum.