Дмитрий Шостакович – это выдающийся советский композитор, произведения которого хорошо знают во всём мире. Однако среди творений гениального маэстро есть небольшое сочинение, которое очень любят за рубежами нашей страны. Иностранцы называют его по-разному: «Второй вальс», «Вальс №2» или просто «Русский вальс». Забавно, но как только начинает звучать музыка этого поистине очаровательного произведения, слушатели, с восторгом воспринимая её, начинают двигаться в такт, напевать мелодию и даже танцевать. У этого сочинения Дмитрия Шостаковича не простая судьба, и она таит в себе множество загадок, которые до сих пор не могут постичь маститые музыковеды и биографы композитора.
История создания
Когда именно Шостакович сочинил свой знаменитый вальс, сегодня никто точно сказать не может: композитор унёс эту тайну с собой. Однако биографы тесно связывают историю его создания с образованием в 1936 году Государственного джаз-оркестра СССР, музыкальным руководителем которого был назначен Виктор Кнушевицкий, а художественным – Матвей Блантер.
Чтобы для вновь созданного оркестра составить разнообразный репертуар, было решено обратиться к композиторам С. Прокофьеву, Д. Шостаковичу и И. Дунаевскому. А ради того, чтобы встретиться с Шостаковичем и сделать ему заказ на джазовое сочинение, худруку оркестра пришлось даже поехать в Ленинград. Дмитрий Дмитриевич справился с поставленной задачей довольно быстро: через несколько дней он сам приехал в Москву и привёз три пьесы. Инструментовка руководителям оркестра очень понравилась, но джазового характера в этой музыке не было. Тогда Шостаковичу предложили прийти на репетицию коллектива.
Послушав игру оркестра, композитор переделал свои сочинения, и хоть ничего джазового в них не было, по словам музыкантов, звучали они изумительно. Несомненно, эти пьесы сразу вошли в концертную программу оркестра и впервые были исполнены в Колонном зале Дома союзов осенью 1938 года. Госджаз (сокращённое называние коллектива) много выступал, и всегда в его концертном репертуаре была «Сюита для джаз-оркестра» Шостаковича. Так продолжалось до 1941 года, пока оркестр не выехал на фронт и не оказался в окружении немцев. Большая часть музыкантов погибла, а коллектив по этой причине прекратил своё существование. Соответственно были утеряны все ноты и как назывались пьесы, составляющие сюиту, сочинённую Дмитрием Шостаковичем, сегодня никто точно не знает. Однако всё же существует предположение, что «Вальс», который сегодня известен под № 2 в неё входил.
Прошло пятнадцать лет, и наш вальс вновь зазвучал, но теперь не на концертных площадках, а с экранов кинотеатров. В 1955 году известный кинорежиссёр Михаил Калатозов снял фильм «Первый эшелон», в котором использовал, разумеется, с разрешения композитора, эту замечательную музыку. Но в то время никто её историей ещё не интересовался, и наверняка потому, что фильм и музыка, звучащая в нём, были просто никем не замечены. В 1988 году «Вальс №2» прозвучал вновь и на этот раз в Лондоне в «Барбикан Холле». И хоть оркестром дирижировал Мстислав Ростропович, опять особых восторгов от слушателей не последовало.
До сих пор остаётся загадкой, как нотные архивы советского композитора оказались за границей? И почему утерянная сюита впервые прозвучала не в нашей стране, а за рубежом?
Вся «Джазовая сюита» Дмитрия Шостаковича, включающая в себя восемь пьес, в том числе и наш «Вальс» в 1991 году была исполнена, а в 1993 году записана на диск Королевским симфоническим оркестром Нидерландов «Консертгебау», которым в то время дирижировал итальянец Рикардо Шайи. Однако основную роль в популяризации ныне знаменитого сочинения Шостаковича сыграл фильм американского режиссёра Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами», в котором музыка «Вальса» прозвучала запоминающее красиво.
Кадр из фильма Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами»
Содержание
Тайн у «Русского вальса» Шостаковича очень много. Ещё одна, которая не даёт покоя искусствоведам – это музыка произведения. Многие считают, что по стилю она совершенно нехарактерна для композитора. Есть предположение, что Дмитрий Дмитриевич, очень любивший в своей музыке пошутить, и в данном случае проделал то же самое, воспользовавшись приёмом компиляции, то есть взял наиболее яркие интонации из популярных произведений и расположил их по своему усмотрению.
Композиция, написанная в простой трёхчастной форме, начинается с сухого аккомпанемента струнных басовых и малого барабана. Такое сопровождение, напоминающее марш игрушечных солдатиков, будет неизменно звучать на протяжении всей пьесы. Далее, через четыре такта с выразительной и светлой мелодией вступает альт-саксофон, тембр которого подчёркивает эстрадный характер оркестровки. Бархатный звук духового инструмента и бездушный аккомпанемент противопоставляются друг другу, своеобразно подчёркивая светлые и тёмные тона музыки. Далее тема, переходящая к струнным инструментам, звучащая более динамично, подводит к средней части. Для создания своеобразной интригующей напряжённости, особенно когда тема звучит у всего оркестра, композитор в инструментовке использовал различные ударные инструменты, в том числе и звуковысотные. Помимо этого, особое напряжение в музыке создают звучащие в чрезвычайно высоких диапазонах медные духовые инструменты.
Интересные факты
— Существуют догадки о том, что композитор будто бы применил при сочинении своего вальса способ компиляции, использовав мотивы таких известных композиций, как «Амурские волны», «На сопках Манчжурии», «Дунайские волны» и, кроме того, разбавил всё это интонациями из музыки Иоганна Штрауса.
— «Джазовая сюита» Дмитрия Шостаковича впервые прозвучала в 1938 году 28 ноября в исполнении оркестра под управлением В. Кнушевицкого в Колонном зале Дома Союзов. Этот же концерт знаменателен ещё и тем, что на нём первый раз слушателям была представлена песня Матвея Блантера «Катюша».
— Когда Матвей Исаакович Блантер собрался ехать в Ленинград, чтобы встретиться с Шостаковичем и сделать заказ на пьесы для вновь созданного джазового оркестра, он предварительно зашёл к Араму Хачатуряну, чтобы взять рекомендательное письмо, ведь лично с Дмитрием Дмитриевичем Блантер знаком тогда не был. Шостакович долго смеялся над тем, что известный композитор приехал к нему с рекомендациями.
— Во время войны Госджаз, переподчинённый военному ведомству, часто выезжал на фронт с концертными выступлениями. В 1941 году коллектив, попав в окружение под городом Вязьма, потерял главного дирижера Юрия Лаврентьева и большую часть музыкантов. После таких трагических утрат, оркестр в прежнем виде уже не возродился.
— Соло тромбона, исполняющего основную тему вальса в третьей части произведения, является одним из самых популярных классических соло для этого инструмента.
P. S.
Тайну «Вальса № 2» Дмитрия Шостаковича до сих пор так никто и не смог разгадать: автор унёс её с собой, но это и не столь важно. Главное то, что композитор подарил людям такую изумительную музыку, которая приносит радость и безмерно вдохновляет.
По материалам soundtimes.