Мастер-кукольник из Грузии Артур Ованесян, который ставит спектакли в грузинских селах и делает кукол своими руками, рассказал агентству ТАСС о своей работе и источниках вдохновения.
Его нечасто можно застать дома — он предпочитает ездить по грузинским селам, где ставит спектакли. И если вы случайно в это время окажетесь там, не откажите себе в удовольствии посмотреть на удивительное кукольное представление. Для вас оживут герои прошлого — реальные и вымышленные. Все эти куклы сделаны его руками.
"Источник моего вдохновения — Старый Тбилиси и его персонажи. Я всегда говорю, что своими куклами хочу оживить Старый Тбилиси. Парадокс, но я сам в Тбилиси не родился, а меня он манит. По своим ощущениям я старый человек. Живу в XIX веке Тбилиси", — рассказывает о себе мастер.
Ованесян говорит, что его сызмальства привлекало прошлое, поэтому с удовольствием создает персонажей давно ушедших лет. Но при этом не забывает и век XX.
Среди его героев грузинский художник Нико Пиросмани, армянский актер театра и кино Фрунзик Мкртчян, грузинская актриса Софико Чиаурели, французский шансонье армянского происхождения Шарль Азнавур — и это далеко не все работы мастера.
"Иногда мой брат в шутку спрашивает, почему я делаю старых героев. Он мне говорит: "Сделай Ким Кардашьян, и мы разбогатеем!" Но я так не могу. Естественно, я могу ее создать, но кукла не получится живой. Я не смогу прочувствовать ее", — улыбается Ованесян.
Художник говорит, что хочет оживить искусство Грузии прошлых веков. "Я вдохновляюсь не только людьми, но и старыми резными балконами, дверями, окнами. Могу смотреть на такой балкон и понимать, какая дама стояла бы в XIX веке тут. И начать делать именно такой персонаж", — рассказывает он.
В Тбилиси мастер бывает часто. Говорит, что, когда приезжает в столицу, оставляет машину в районе Старого города, достает свою чоху (традиционную верхнюю мужскую одежду) и идет гулять — искать вдохновение для создания новых персонажей.
Первые шаги
Ованесян родился в селе Шаумян Марнеульского района Грузии, населенного преимущественно армянами. Среднее образование получил в армянской школе, затем поступил в вуз в Армении и после пяти лет обучения стал архитектором-дизайнером.
Куклами он интересовался с детства.
"Сколько себя помню, всегда делал кукол. Сначала это было просто для коллажей. Больших кукол, марионетки я начал делать примерно десять лет назад", — вспоминает Ованесян.
По словам мастера, он не помнит точно, сколько уже создал кукол, но определенно их число перевалило за несколько сотен.
В своих работах Ованесян использует текстиль и полимерную глину. Куклы хранятся в шкафах, гардеробах, на антресолях второго этажа двухэтажного сельского дома, который полностью переделан под хранилище и выставочное пространство. А вот в мастерскую во время работы художник не пускает — не хочет раскрывать свои секреты.
Особое внимание мастер уделяет одежде и внешнему виду своих произведений. Например, старается достать для костюмов аутентичный, старинный материал, чтобы сохранить дух прошлого.
"У меня есть кукла мадам Жермен. Она француженка. Была, по преданию, соседкой Серго Параджанова. Когда я ее делал, обратился к своим знакомым, проживающим во Франции, чтобы они прислали оттуда искусственные волосы. Для меня было главным, чтобы хоть какая-то деталь на кукле была французской", — раскрывает он один из своих секретов.
Театр марионеток
Ованесян не только создает кукол, но еще и показывает театральные представления. Причем сам пишет сценарии, озвучивает, а затем колесит по селам в округе со спектаклями.
"Мой театр для детей разного возраста и для тех, кто, несмотря на возраст, все еще чувствует себя ребенком. Я сначала записываю текст и музыку для спектакля. Текст читают актеры, которые мне помогают, потом это все я монтирую, а под музыку и текст начинаю двигать кукол. Представления бывают и армянские, и грузинские", — рассказывает мастер.
Театр марионеток для него не способ заработка: представления он для всех показывает бесплатно.
"Я пока ни одного лари не заработал на своих спектаклях. Сам ставлю спектакли, сам все организовываю. Никогда не продавал билеты на свои спектакли. Бывало, давал их у себя дома или ездил по разным местам, особенно в села, где кукольный театр как таковой и не видели. Я не могу с таких людей брать деньги", — говорит он.
А еще у мастера есть мечта. Он хочет основать в Грузии музей марионеток, которому безвозмездно передаст свою коллекцию кукол, а сам будет показывать там спектакли.