Ирен Шарафф — одна из самых известных художниц по костюмам Бродвея и Голливуда. Искусно манипулируя яркими цветами, необычными тканями и материалами, а также золотом и драгоценными камнями, она оформила более восьмидесяти спектаклей и кинолент. Шарафф говорила: «Я все вижу цветовыми блоками, для меня фильм — это картина».
Ирен Шарафф родилась в 1910 году в Бостоне. Отец художницы был родом из Западной Армении. Его семья эмигрировала в США в конце XIX века после первых кровопролитий. В Америке отец стал производителем английских блузок. Он женился на американке, которая была домохозяйкой. Ирен Шарафф также является двоюродной бабушкой актера Левона Шарафяна. Однако художница почти никогда не говорила о своем происхождении. Она боялась, что это может помешать ее карьере.
Ирен Шарафф
Шарафф начала изучать искусство и дизайн в Бостоне. Потом будущий модельер училась в Париже и Нью-Йорке. Свою карьеру она начала в Нью-Йоркском театре Civic, где работала ассистенткой художника сцены — у знаменитого сценографа Алин Бернштейн. Ее дебют в качестве дизайнера состоялся в 1931 году, когда ей предложили создать костюмы и декорации для постановки «Алисы в стране чудес» с участием актрисы Евы Ле Гальенн. Спектакль был очень успешен, но это были времена Великой Депрессии, и театр обанкротился. Через некоторое время Ирен Шарафф позвонил известный композитор Ирвинг Берлин с предложением оформить его новый мюзикл. Так началась ее карьера на Бродвее и в Голливуде.
Ирен Шарафф и Элизабет Тейлор
За всю карьеру Ирен Шарафф шестнадцать раз номинировали на кинопремию «Оскар» за лучший дизайн костюмов — пять статуэток она выиграла. «Американец в Париже», «Вестсайдская история», «Король и я», «Клеопатра», «Кто боится Вирджинии Вульф?», — эти фильмы принесли художнице победу на престижной премии.
Кадр из фильма «Вестсайдская история», для которого Шарафф разработала костюмы
Дизайнер любила работать с яркими выразительными цветами. Также при изготовлении костюмов Шарафф часто использовала настоящее золото, перья и камни Swarovski. А тайский шелк, с помощью которого она сшила наряды для фильма «Король и я», вызвал большой ажиотаж в мире моды. В одном из интервью Ирен сказала: «Если у меня и есть логотип, то, я думаю, он связан с цветами, которые я использую, — красные, розовые, оранжевые — и с определенными вырезами, которые, кажется, вновь появляются в шоу и фильмах, в которых я работала».
Главное платье для картины «Хелло, Долли!», в котором появилась героиня актрисы Барбары Стрейзанд, Ирен Шарафф сделала из золотистого бархата, расшитого чистым 14-каратным золотом и кристаллами Swarovski, которые переливались радугой под светом софитов. Платье весило около восемнадцати килограммов, и это при том, что Стрейзанд должна была в нем танцевать.
Барбара Стрейзанд в фильме «Хелло, Долли!» в наряде от Ирен Шарафф
Еще один золотой наряд Ирен Шарафф сделала для фильма «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в заглавной роли. На накидку для платья дизайнер нашила тонкие кожаные полоски, позолоченные 24-каратным золотом, и украсила ее стеклярусом и бисером.
Шарафф также продолжала работать и в театральных проектах. Она создавала наряды для Нью-Йоркского городского балета, была художником по декорациям и костюмам для балета Русе де Монте-Карло и Королевского балета в Лондоне. За костюмы для мюзикла «Король и я» модельер получила престижную театральную премию «Тони» за лучший дизайн. Ирен также разрабатывала иллюстрации для модных журналов, включая Vogue. «Шик и элегантность можно приобрести, но сам стиль — вещь редкая», — говорила дизайнер.
Элизабет Тейлор в образе Клеопатры в одноименном фильме. Костюм создала Ирен Шарафф
Ирен Шарафф никогда не была замужем, детей у нее не было. Долгие годы она жила с художницей, писательницей и переводчицей, дочерью китайского дипломата Май-Май-Сзе. Они обе занимались благотворительностью и поддерживали учебные заведения.
Шарафф умерла в 1993 году от сердечной недостаточности и эмфиземы. Ей было 83 года.