Сюрреализм, зародившись в изобразительном искусстве вначале XX века, тут же покорил сердца не только многих художников, но и фотографов. Этот новаторский стиль по своей сути предусматривал странное скопление несочетаемых между собой объектов. Он буквально окунал зрителя в область подсознания, где балом правили фантазия и сновидения. Однако сюрреализм в живописи - это одно, а в фотоискусстве - это нечто иное. Фотографам, использовавшим для своих работ, лишь пленку и объектив камеры, добиться эффекта сюра было намного сложнее. И, разумеется, им пришлось искать собственные художественные средства и нестандартные приемы, а также пустить в ход весь свой профессионализм.
В наши дни, когда в руках современных фото-художников есть такой мощный инструмент, как фотошоп, никого уже не удивить сюрреалистическими фотографиями, которыми буквально пестрит интернет. А вот как еще в средине ХХ века фотографы умудрялись создавать гениальные сюрреалистические снимки, используя лишь натуральные предметы, живую модель и фотокамеру с пленкой - это по истине было загадкой.
Секреты создания в сюрреалистических фото
Сложная задача фотографами была решена. Чтобы добиться сюрреальности они стали использовать комбинированную печать, монтаж, технику деформации и искажения. Наиболее же популярным приемом стало многократное экспонирование кадра, то есть получение изображения в результате последовательной съемки нескольких объектов на один и тот же участок фотопленки. При этом на один кадр накладывалось несколько изображений, а при распечатке фото получалось многослойным.
Именно с помощью такого экспонирования, фотомонтажа и искусственно подготовленных форм можно было создать изображение с "идиллическими грезами или ирреальными художественными образами", которые магически воздействовали на сознание зрителя. Такие фото, выполненные при помощи нестандартных фото-приемов, в прошлом веке зачастую использовали в рекламе, поскольку они порождали у зрителя необычные смысловые и визуальные ассоциации.
Благодаря таким неординарным работам в стиле сюрреализма широкую известность получили такие фотографы, как Ангус Макбин, Билл Брандт, Йозеф Судек, Чема Мадоз и многие другие. Однако, родоначальником сюрреализма в фотографии всё же стал легендарный Филипп Халсман (Philippe Halsman), выдающийся фотограф середины XX века. К слову сказать, еврею, родившемуся в Риге, освоившему искусство фотографии в Париже, бежавшему от гитлеровских войск в 1940-м в США и вскорости ставшему иконой фотостиля, не отказывались попозировать даже самые капризные мировые знаменитости, представители высшего света и влиятельные политики.
«Атомный Дали» («Dali Atomicus») - классика сюрреалистического фотоискусства
Именно Филипп Халсман первым доказал, что добиться оригинальных эффектов сюрреализма можно даже без монтажа, многократного экспонирования, используя исключительно фотографические средства и профессионализм. Сделанный им снимок «Дали атомикус» или «Атомный Дали», посвященный знаменитому художнику-сюрреалисту Сальвадору Дали, является настоящей классикой сюрреалистического фотоискусства.
«Атомный Дали» («Dali Atomicus»). 1948 год. Фотограф: Филипп Халсман
История этого уникального снимка весьма примечательна, если не сказать - легендарна. На фото мы видим "летающие предметы", прыгающего Сальвадора Дали и парящих в воздухе котов. И, следует напомнить, что никакой компьютерной обработки в 1948-м году, конечно же, не существовало и в помине. Поэтому для достижения требуемого результата потребовалось около шести часов напряженной работы и от самого главного героя, и от ассистентов, и от Халсмана. Кстати, кошкам тоже досталось - их забрасывали в кадр во всех 28-ми дублях.
Оригинальная серия снимков Филиппа Халсмана с авторскими записями
К потолку на леске были подвешена картина, мольберт с рамой и подставка для ног. Жена фотографа Ивонна попеременно с ассистентом держали стул, имитируя его движение в пространстве. На счет "один" - все занимали исходную позицию, на "два" - готовились к действию. На счет "три", ассистенты Халсмана выплескивали ведро воды и покидывали кошек. На счет "четыре" Дали прыгал, а Халсман фотографировал. После этого Филипп удалялся в темную комнату, проявлять пленку, а ассистенты вытирали воду с пола и утешали перепуганных кошек. И так - 28 раз на протяжении шести часов.
«Атомный Дали». Фрагменты. Снимок Филиппа Халсмана
Идея снимка «Атомный Дали» была основана на представлении о составе атома, в котором вокруг положительно заряженного ядра в безвоздушном пространстве движутся отрицательно заряженные электроны. Необычный реквизит - картина, парящий стул, всплеск воды в движении, скамеечка для ног, мольберт, три парящих кота и, наконец, что не менее важно, сам Сальвадор Дали - все это было как бы подвешено в воздухе. Чтобы показать это постоянное движение, Халсману и пришло в голову использовать эти необычные приемы с прыжком Дали, летающими кошками и прочими атрибутами.
Гениальный фотограф-сюрреалист Филипп Халсман снимал этот захватывающий сюжет, используя хорошего качества фотокамеру и мощные павильонные вспышки, чтобы вся искусственно созданная ситуация была изображена контрастно, с высокой степенью резкости. В итоге, взяв отснятый производственный материал из 28 дублей, он слепил окончательный результат, который и был опубликован в журнале LIFE в 1948 году.
Идея снимка «Дали атомикус» оказалась настолько удачной, что фотограф вернулся к ней во второй половине 50-х. Отсняв около 200 фото известных личностей Америки, в 1959 году Халсман издал фотоальбом «Прыжки», составленный из портретов знаменитостей, сфотографированных в момент прыжка. Причудливую затею с прыжками Халсман объяснял осаждавшим его репортерам тем, что в момент прыжка "люди раскрепощаются и становится возможным запечатлеть их неприкрытую сущность, увидеть их истинное лицо".
Альбом «Прыжки» («Jump Book»). Фотоработы Филиппа Халсмана
Мастер постановочной фотографии также издал книгу «Усы Дали» (Dali’s Mustache), посвященную знаменитому художнику-сюрреалисту, с которым был дружен более 30 лет. Их связывала не только долгая дружба, но и страсть к сюрреализму. Филипп Халсман и Сальвадор Дали познакомились в 1941 году, приехав в Америку из Европы с разницей в три месяца. Это время стало важным этапом в жизни обоих. С 1942 года Халсман стал работать в журнале «Life», где на протяжении многих лет была напечатана 101 его фотография на обложке издания. Там же он познакомился с Сальвадором Дали. С тех пор он создал немало знаменитых художественных фото Дали. Но, это уже другая история...
По материалам kulturologia.