История одного шедевра: «Шубка» Питера Пауля Рубенса – работа страстно влюбленного и восхищенно любующегося художника - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Шубка» Питера Пауля Рубенса – работа страстно влюбленного и восхищенно любующегося художника

2022-05-30 21:41 , История Одного Шедевра, 4653

История одного шедевра: «Шубка» Питера Пауля Рубенса – работа страстно влюбленного и восхищенно любующегося художника

В 2015 году в Музее истории искусств в Вене прошла выставка, на которой демонстрировался только один портрет – «Шубка» Питера Пауля Рубенса. Картину просветили рентгеновскими лучами и увидели совсем другой фон, который позднее был переписан самим художником.

Питер Пауль Рубенс. Шубка. Портрет Елены Фоурман, 1638г

Сейчас на картине перед нами предстаёт обнажённая Елена в полный рост, в шубе, свободно накинутой на плечи. Она стоит на красном ковре, позади — тёмный фон. Но если присмотреться, справа можно увидеть львиную маску, из пасти которой бьёт струя воды. Такие фонтанчики располагались, как правило, на улицах. И тут возникает вопрос: а где же, собственно, Рубенс нашёл молодой жене место для позирования?

Изучение пространства позади Елены выявило нечто любопытное. В первом варианте она стоит перед двухуровневым фонтаном, который установлен в полукруглой нише. Наверху находится puer mingens — небольшая каменная фигурка кудрявого мальчика, задравшего рубашку, чтобы помочиться. Несомненно, что первоначально Рубенс изобразил супругу… на открытом воздухе.

Но картина достойна отдельной выставки, даже если бы пытливые ученые не нашли в ней никаких других секретов, кроме очевидного – это работа страстно влюбленного и восхищенно любующегося художника.

Елене Фоурман было 16, когда она вышла замуж за 53-летнего Рубенса, дипломата, дворянина одновременно испанского и фламандского, самого знаменитого художника страны. Она была дочерью торговца коврами и шпалерами, кроме нее в семье было еще 10 детей, за ней не давали большого приданого, но она была молода и прекрасна. В богинях, грациях и нимфах Рубенс до сих пор только предсказывал себе образ Елены, наделяя всех этих мифических женщин ее еще не встреченными чертами. Теперь этот образ получил живое воплощение – нежное, добродетельное, сияющее.

Елена появляется в жизни Рубенса в то время, когда он уже научился писать женщин. В его ню нет пошлости и вызова, его женщины сияют светом тонкой кожи, через которую светятся синеватые вены. Глядя на одну из его обнаженных красавиц, восхищенный Гвидо Рени однажды сказал, что, должно быть, фламандец подмешивает настоящую кровь в свои краски – настолько изображенные тела полны жизни.

Рубенс был влюблен без памяти, он так спешил жениться, что послал эрцгерцогине Изабелле запрос провести обряд венчания в католический пост. Питер Пауль напишет другу: «Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе; но я испугался обычной для знати дурной черты – гордости, в особенности сильной у женского пола. Я хотел иметь жену, которая не краснела бы, видя, что я берусь за кисти».

Питер Пауль Рубенс. Портрет Елены Фоурман, 1630г

Он не просто отказывается искать счастья при дворе, он уйдет оттуда навсегда – пользуясь своей необъяснимой способностью оставаться любимчиком королей, выдвигая им собственные условия жизни и работы. Он уходит с дипломатической службы, поселяется в загородном замке, задаривает молодую жену драгоценностями и пышными нарядами, а еще бесконечно пишет ее портреты.

Питер Пауль Рубенс. Елена Фоурман в свадебном платье, 1631г

«Шубка» - самый интимный и игривый портрет, Рубенс писал его в свое удовольствие и завещал после своей смерти Елене. Сначала он пишет поясной портрет, в котором отвешивает поклон в сторону тициановской «Девушки в меховой накидке». Потом добавляет к основной доске еще одну – и доставляет сам себе счастье написать Елену в полный рост.

Тициан Вечеллио. Портрет девушки с мехом, 1535г

Елена Фоурман была признанной красавицей, а Рубенс слишком образованным и мудрым мужем, чтобы запереть молодую жену в стенах загородного дома. Он пишет ее щедро и настойчиво: в образе Венеры в полотне «Суд Париса», в образе Вирсавии и одной из «Трех граций».

Питер Пауль Рубенс. Три Грации, 1634г

Он без малейших сомнений спорит с заказчиком, между прочим, королем Испании, когда тому вдруг покажется слишком вызывающей нагота богинь в «Суде Париса». Рубенс уверен – это самое лучшее, что есть в его картине. Как и Елена Фоурман – лучшее, что есть в его жизни.

Питер Пауль Рубенс. Суд Париса, 1638г

По материалам artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть