Портрет женщины, к ногам которой Нико Пиросмани бросил «миллион алых роз», выполнен на черной клеенке, как и многие работы грузинского самоучки. История этой картины "Актриса Маргарита" широко известна. Именно о Пиросмани Андрей Вознесенский написал, а Алла Пугачева спела «Миллион алых роз».
Нико Пиросмани. Актриса Маргарита. 1909г. Государственный музей искусств Грузии
Маргарита де Севр – французская певица и танцовщица кафешантана. Пиросмани увидел ее выступление в тифлисском духане (трактире) и потерял голову. Но Маргарита привыкла к совершенно другим кавалерам… Когда в ее номер день за днем приносили огромные букеты цветов, она решила, что покорила местного богатея. Худой, изможденный, измученный страстью художник, разрисовывающий вывески духанов, ее совершенно не заинтересовал. И даже самый широкий жест – огромное количество цветов, которое Нико Пиросмани отправил Маргарите в собственный день рождения, не смягчил ее сердце. Впрочем, по одной из легенд, за это он был вознагражден единственным поцелуем.
Из Тбилиси Маргарита уехала, не попрощавшись с Нико. По слухам, сбежала с заезжим военным. Больше они не виделись. Но история имела удивительное продолжение. В 1969 году «Актриса Маргарита» выставлялась в Лувре. И день за днем к ней приходила немолодая женщина, подолгу простаивая перед картиной. Позднее женщина призналась, что она и есть Маргарита де Севр. Была проведена экспертиза, подтвердившая, что на портрете с высокой долей вероятности изображена она. Письмо о любви дошло до адресата…
Пиросмани нечасто изображал женщин. И если уж писал, то они на его картинах оказывались практически лишены сексуального подтекста. Даже полуобнаженные женщины на диптихе «Ортачальские красавицы».
Нико Пиросмани. Ортачальские красавицы (диптих), 1905г
Хоть точно известно, что позировали для них падшие женщины – сессия проходила в Эльдорадо, увеселительном саду тифлисского богатея Титичева. При соблюдении формата – поза, грудь, обнаженное тело, едва прикрытое накидкой - красавицы не соответствовали требования заказчика о «чем-то эротичном». Иное дело, что Титичев уже тогда хорошо знал цену работам Пиросмани, поэтому с удовольствием принимал всё, что тот писал.
«Женщина с кружкой пива» – редкий случай, когда художник активно использовал красный цвет. Героиня изображена в ярко-красном платье, у нее подчеркнуто алые губы и низко открыта грудь. Все атрибуты сексуальности представлены. Но каким-то удивительным образом от картины исходит в первую очередь спокойствие, а не сексуальный призыв.
Нико Пиросмани. Женщина с кружкой пива, 1905г
Так же и «Актриса Маргарита» лишена какого бы то ни было чувственного подтекста. Формальности «низкого жанра» тут тоже соблюдены: смелое декольте и игривая опушка на нем, довольно короткая по тем временам, позволительная только для певички из ресторана, юбка, полосатые чулки, обнаженные руки и плечи. Скорее всего, в подобном наряде актриса и выступала. Но на картине Пиросмани он утратил всякую фривольность.
Маргарита старательно выписана белым, она словно противостоит темноте, из которой создана, над ней – сияющее голубое небо. И сама она выглядит лучом света. Это – не танцовщица кафешантана, это сама невинность. Подтверждают такую трактовку воспоминания художника Кирилла Зданевича, благодаря которому мир узнал о Пиросмани: «Белый цвет Нико почитал цветом любви, доброты, символом душевной чистоты. Белая Маргарита ожила на черном фоне. Чувство злобы и мести были чужды Нико. Он простил Маргарите зло, ему причиненное».
По материалам artchive.