Первые следы древних захоронений на склоне горы близ берега Красного моря выявили еще в прошлом веке. Но потребовалось три десятилетия, чтобы провести раскопки и проанализировать находки.
Место, которое изначально считали просто кладбищем, скорее всего, было также древним святилищем. Археологи изучили 11 простых могил и 20 тумулусных гробниц — так называют захоронения в виде кургана с погребальной камерой.
Кладбище с видом на современный город использовали более тысячи лет, в VI-V тысячелетиях до нашей эры (примерно 5450-4250 годы до нашей эры). Радиоуглеродное датирование провели по найденным на нем остаткам древесного угля.
По мнению ученых, простые могилы представляют собой первоначальное захоронение, а после того, как тела разлагались в них, кости помещали в тумулусы вместе с погребальным инвентарем. Осмотр останков показал, что так поступали со всеми членами общины старше пяти лет.
В нескольких погребальных камерах, диаметр которых составляет от полутора до трех метров, находились останки нескольких человек. Руководитель раскопок Узи Авнер (Uzi Avner) считает, что это были семейные захоронения. В других гробницах устроены отдельные погребальные камеры для каждого погребенного. В некоторых случаях несколько тумулусов были соединены — возможно, из-за увеличения семьи.
Могильные предметы включали каменные орудия — наконечники стрел, скребки, точильные камни, а также чаши из песчаника. Две чаши украсили геометрическими рельефными узорами.
Погребальный инвентарь: 1) украшения из раковин, 2) фаянсовые и стеатитовые бусы, 3) кремневые скребки, 4) ракушки, кораллы из Эйлатского залива, 5) медная бусина, 6) фрагменты чаш из песчаника, 7) наконечники стрел, 8) топор, 9) минералы
Также исследователи нашли фрагменты ранней керамики, кости овец и коз, диких животных, птиц и множество мелких предметов — от раковин и кусочков кораллов до минералов, полудрагоценных камней и бусин.
Большинство бусин изготовлены из ракушек. Но некоторые явно происходили издалека: по крайней мере, это самые ранние образцы бус из глазурованной керамики и стеатита (он же — мыльный камень, или талькохлорит). Эти бусы, возможно, привезли из Месопотамии.
Археологи также нашли кусок красного реальгара (мышьяковой руды) из Анатолии и медную бусину, которая может быть одним из самых ранних известных предметов, выплавленных из металла в землях Леванта.
К востоку от основной части могил и гробниц нашли две площадки, вымощенные камнями. В центре одной из них находились остатки ствола можжевелового дерева. Сохранившаяся длина деревянного идола невелика — примерно 30 сантиметров. Вокруг Эйлата можжевельник не растет: вероятно, ствол был принесен на это место с гор, расположенных на территории современной Иордании.
Это не первая находка остатков ствола можжевельника в местах, имеющих явно культовое назначение. Известно, что можжевельник — один из символов богини плодородия Ашеры.
Этот кусок ствола можжевелового дерева археологи интерпретировали как идола богини
Ашера — древняя богиня западносемитского пантеона, супруга верховного бога. Согласно текстам из Угарита (современный Рас-Шамра, Сирия), супругом Ашеры был Илу и уже от их союза появились остальные 70 богов. Как богине-матери ей поклонялись по всей Сирии и Палестине. В Ветхом Завете она упоминается как супруга Баала и символизирует живую природу.
Надписи из двух мест в южной Палестине указывают на то, что ей также поклонялись как супруге Яхве. Слово «ашера» в Ветхом Завете использовалось не только для обозначения самой богини, но и деревянного культового предмета, связанного с ее поклонением.
Присутствие ствола можжевелового дерева доказывает, что это место было отведено для поклонения Ашере. По углероду-14 его датировали 4540 годом до нашей эры, и это делает его самым старым сохранившимся идолом Ашеры из известных на сегодня.
Ранее археологи нашли три священных дерева, которые потенциально можно отнести к культу Ашеры: в святилище раннего бронзового века в Бейджесултане (Турция), в поселении бронзового века в Катне (Сирия) и в обрядовом памятнике железного века в Лахише (Израиль).
Надо сказать, место, которое люди выбрали для поклонения богине плодородия, вызывает удивление. Сегодня это скалистый бесплодный склон с видом на море. Ранее все святилища Ашеры находили в реликтовых рощах, но никогда так близко от кладбища. Возможно, местная традиция как-то иначе трактовала культ Ашеры, связывая появление и угасание жизни в единое целое.
Источник – naked-science.