Изобретение, изменившее жизнь меломанов: история виниловой пластинки - RadioVan.fm

Онлайн

Изобретение, изменившее жизнь меломанов: история виниловой пластинки

2022-05-04 21:50 , История Одного Шедевра, 1314

Изобретение, изменившее жизнь меломанов: история виниловой пластинки

Прослушать сейчас любую музыкальную запись – дело настолько простое, что не требует практически никаких усилий. Уж точно не приходится ради заветной песни ехать в специальный магазин, искать там среди сотен и тысяч виниловых пластинок одну, а потом хранить ее в соответствии с правилами – вертикально, не перегревая, вдали от солнечных лучей и всего того, что может сказаться на целостности дорожки или поцарапать поверхность диска. И все же даже в наше время спрос на грампластинки не пропал, более того – даже зафиксирован рост продаж виниловых пластинок в первые два десятилетия XXI века.

Изобретение прибора для записи и воспроизведения звука – заслуга Томаса Эдисона, который в 1877 году запатентовал свой «фонограф». Публичная демонстрация прибора 4 мая 1878 года сразу сделала Эдисона знаменитым. Многим воспроизведение звука показалось волшебством, поэтому некоторые окрестили Эдисона «волшебником из Менло Парк». Сам Эдисон был настолько поражён открытием, что сказал: «Никогда я ещё не был так ошеломлён в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза». Фонограф, к слову, был любимым детищем Эдисона. На протяжении 40 лет он вносил в его конструкцию все новые усовершенствования, на которые получил 80 патентов.

Фоногфаф Томаса Эдисона, 1899 год

Валик в форме цилиндра, обернутый оловянной фольгой или покрытой воском бумагой, был прототипом пластинки, на него «записывался» звук. Во время записи валик вращался, а игла наносила на поверхность канавку переменной глубины – в зависимости от звука. При воспроизведении использовалась другая игла, ее колебания передавались на мембрану, и механические сигналы преобразовывались в звуковые, которые усиливались рупором в форме конуса.

Такой носитель – валик – был не особенно удобен, прежде всего, из-за быстрого изнашивания и сложности копирования нанесенной на него записи. И спустя десять лет, в 1887 году, был придуман дисковый носитель – прообраз виниловой пластинки. Тогда материалом для изготовления звуконосителя стал цинк. Изобретатель пластинок Эмиль Берлинер несколько изменил принцип записи – в отличие от аппарата Эдисона, здесь игла оставляла «канавку» постоянной глубины, но извилистую, в соответствии с колебаниями звука.

Изобретатель пластинок Эмиль Берлинер

Теперь тиражировать звуковую запись стало проще – для производства применяли стальную матрицу, а сами пластинки производили из эбонита - вулканизированного каучука. Впоследствии он был заменен на более дешевый материал – шеллак, который представляет собой природную смолу, выделяемую некоторыми видами насекомых.

Отдельная страница в истории грампластинок – это эволюция их размеров и скорости вращения. Самые первые, выпущенные в конце позапрошлого века, могли воспроизводить не больше двух минут записи. Диаметр таких пластинок составлял семь дюймов, или 175 миллиметров, дорожка была довольно широкой, а скорость вращения при проигрывании пластинки составляла 78 оборотов в минуту.

Появились двусторонние пластинки – это позволило увеличить общее время записи. С 1903 года стали делать 12-дюймовые диски, и на каждой стороне уже можно было прослушать до пяти минут музыкальной записи.

«Жизнь» первых пластинок была недолгой — звукосниматель весил более 100 граммов и быстро изнашивал дорожку. Стальные иглы необходимо было менять после каждого проигрывания стороны, чем иногда пренебрегали, и при использовании уже играных игл пластинка портилась ещё быстрее. Иногда, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.

Рекордер для записи на медный мастер-диск (Германия, начало 1930-х гг.)

Своеобразной революцией стало создание в 1948 году долгоиграющих пластинок – теперь скорость вращения составляла 33 1/2; оборота в минуту. К тому же вновь изменился материал пластинок: вместо хрупкого и шумного шеллака стали применять винил, точнее – сополимер винилхлорида и винилацетата, материал небьющийся и значительно более дешевый, чем шеллак.

Почти сразу же другая компания стала производить пластинки для скорости 45 оборотов в минуту – этот формат требовал отдельного аппарата для проигрывания. На этом этапе развитие грампластинок уже определялось конкуренцией между разными звукозаписывающими компаниями.

С появлением долгоиграющих грампластинок с частотой вращения 45 и 33⅓ об/мин стали сокращаться тиражи обычных патефонных (78 об/мин), и к концу 1960-х годов их производство было окончательно свёрнуто.

К концу XX века начался спад производства грампластинок и проигрывателей, не в последнюю очередь из-за развития рынка музыкальных компакт-дисков.

Интересные факты

— Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку, в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определённых местах канавки делаются точечные углубления — ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесённых точек. Игла скреплена с мембраной, которая при каждом попадании иглы в канавку издаёт звук.

— Старейшей звукозаписью в мире считается запись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуаром Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им «фоноавтограф». Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на закопчённом листе бумаги.

— Слово «альбом» применительно к сборнику музыкальных композиций появилось не случайно. Когда-то, до эры долгоиграющих пластинок, выпускали вместе по несколько дисков одного исполнителя, этот комплект пластинок упаковывали в коробку, которая очень напоминала тогдашние фотоальбомы.

P. S.

В наши дни среди покупателей виниловых пластинок встречаются как коллекционеры или диджеи, экспериментирующие со звуком, так и простые любители музыки. Цифровизация современного мира не всем по нраву – некоторые меломаны уверяют, что звучание аналоговых дисков существенно выигрывает по качеству воспроизведения, возникло даже понятие «лампового звука» - то есть «богатого и теплого», в противовес бездушному и холодному звучанию «цифры».

Лента

Рекомендуем посмотреть